Художники живут в своих произведениях | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
Портрет Евгении Васильевой работы Александра Сытникова
Фото Александра ПЛОТНИКОВА
Художники живут в своих произведениях

Художники живут в своих произведениях

27 марта
18:57

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылась выставка «Жизнь в цвете» Ольги Черничкиной и Евгении Васильевой.

Казалось бы, вполне логично, что в Год семьи экспонируются работы мамы – члена Союза дизайнеров РФ, и дочери – члена Союзов дизайнеров и художников РФ, работающих в технике пэчворк. Однако повод, который подвигнул к созданию этой выставки, более чем печальный: ровно год назад, 23 марта 2023 года, не стало Евгении Васильевой. Это трагическое известие поразило друзей и знакомых. До сих пор не верится, что Жени больше нет…

Ольга Васильевна хотела, чтобы на выставке «Жизнь в цвете» были представлены только работы дочери. Но организаторы настояли сделать экспозицию совместной – как это часто бывало и раньше. С 2000 года в Ставрополе прошло шесть подобных авторских выставок.

В экспозиции выставки «Жизнь в цвете»

«Искру таланта» Евгении зажгли своим примером родители. Мама, Ольга Васильевна, по первому образованию инженер-проектировщик, однако призвание своё реализовала в творчестве. Папа, Александр Георгиевич, работал художником-оформителем в Ставропольском театре драмы. Трудно представить, что в такой семье могла бы вырасти девочка, далёкая от искусства.

После школы Женя поступила в Ставропольское художественное училище, окончила его с отличием по специальности «художник-дизайнер» и продолжила обучение в Ставропольском государственном пединституте. Молодым специалистом в 2007 году она пришла в собственную альма-матер – преподавателем спецдисциплин на отделение дизайна в художественное училище. Коллеги, которые собрались на открытии выставки «Жизнь в цвете», считают, что такие педагоги – настоящий подарок для студентов и гордость для учебного заведения.

– Женя удивляла своей щедростью, – отметила ученый секретарь краевого музея изобразительных искусств Ольга Бендюк. – В прикладных технологиях художники не любят делиться своими секретами. Они сложно идут на это. Евгения же всегда с удовольствием делилась, показывала, учила. Быть педагогом надо уметь.

С этими словами согласились многие преподаватели и коллеги Евгении Васильевой. На выставку «Жизнь в цвете» пришли председатель Ставропольского регионального отделения Союза дизайнеров РФ Юрий Бударин, руководитель дипломного проекта Евгении Васильевой в Ставропольском государственном пединституте Людмила Петрова, заведующая кафедрой педагогических арт-технологий СГПИ, доцент Елена Фоменко, заведующий отделением живописи Ставропольского художественного училища Александр Сытников и другие.

Педагогический талант Жени появился не на пустом месте. Ее мама, Ольга Васильевна, в «лихие» 90-е, оставив работу по специальности, пришла работать в Ставропольский Дворец детского творчества. Навыки рукоделия, которыми она владела с юности, умение ладить с детьми и желание передать им свои знания и умения оказались востребованы. А потом Ольга Черничкина поехала на учёбу в Суздаль, где по приглашению российской стороны мастер-классы вели зарубежные специалисты, работающие в технике пэчворк.

Ольга Черничкина. «Спектакль окончен»

– По иронии судьбы, лоскутное шитье преподавали нам американцы, – рассказала Ольга Васильевна. – Почему именно пэчворк? Америка – сравнительно молодая страна, официально она на год старше Ставрополя. Когда колонисты освоились на новых землях, они начали делать лоскутные одеяла из фрагментов вышедшей из употребления одежды. И уже в наши дни американцы решили, что пэчворк – их национальное рукоделие.

Ольге Васильевне удалось не только освоить заморскую технологию, но даже усовершенствовать ее за счет собственного художественного опыта и традиций русского лоскутного шитья.

– У Ольги Черничкиной есть своё чутье, своё видение, мироощущение, всё это передается в ее произведениях, – отметил Юрий Бударин. – И когда Женя наравне с мамой стала участвовать в выставках, она внесла нечто своё в традиционный пэчворк, обогатила его.

Ольга Васильевна и Евгения создали немало совместных работ. При этом каждая из художниц сохранила индивидуальность в творчестве. В то время как Ольга Васильевна открыла для себя новое направление – создание обереговой текстильной куклы, Евгения увлеченно занималась графикой и одновременно создавала интерьерных кукол: от её очаровательных котов, крысок-зерновушек, разноцветных рыб приходят в восторг и юные, и взрослые посетители выставок.

– Художественный текстиль очень разнообразен по своим направлениям, – отметила Ольга Бендюк. – Вы видите здесь и пэчворк – это более простая лоскутная техника, квилтинг – более сложная. Художник закладывает тему, образ, даёт авторское название, и если зритель понимает, о чем говорит мастер, то это уже высший пилотаж. Наши художники развивают особое направление – коллажное, когда дополнением служат кружева, какие-то другие вкрапления – объемные и рельефные.

Экспозиция «Жизнь в цвете», разместившаяся в «узком» зале Ставропольского музея изобразительных искусств, дарит посетителям встречу с ранее неизвестными работами и теми, что уже демонстрировались. Попадая на выставку, невольно ищешь глазами знакомые панно и ощущаешь радость от их удивительной цветовой гаммы. Яркий пример – триптих «Бахчисарайский фонтан», в котором текстиль передает фактуру водных струй. Шесть лет назад в галерее «Паршин» я впервые увидела разноцветную «Шкуру неубитого медведя» работы Евгении Васильевой. На новой выставке чудесная идея получила развитие, и лоскутные «шкурки» объединились в диптих.

Евгения Васильева. Диптих «Шкура неубитого медведя»

В широкой тематике совместных текстильных работ Евгении Васильевой и Ольги Черничкиной особое место занимают произведения, посвященные Ставрополью и его столице. Уникальное панно «Город Креста» создано из 117 видов ткани и напоминает изображение со спутника. Цветовая гамма других работ воспроизводит краски ставропольской степи и атмосферу жаркого лета.

– Творческие люди остаются в своих работах, – верно подметила Ольга Бендюк. – Музей – это то место, где сосредоточена память многих поколений. Работы Ольги Васильевны и Жени попали в его фонды. А это значит, они будут жить, выставляться, радовать зрителей. На базе выставки пройдут мастер-классы и творческие встречи, в том числе организованные специально для студентов Ставропольского краевого художественного училища.

Читайте также

Ленивые вареники и право на отдых

Однажды знакомая сказала мне отрезвляющую фразу: "Видимо ты недостаточно устала". Как обухом по голове. Я, конечно, много лет пребываю в отпуске. Но он декретный. Как результат: трое детей, большая любовь и усталость - тоже немаленькая. Она не проходит даже если вдруг получится поспать на час дольше в воскресенье. Усталость никуда не испаряется если вдруг чудом появляется возможность сходить с мужем на свидание или с подругой в театр.

27 апреля

Мой город – моя любовь

Именно такими словами отозвался на просьбу прокомментировать свое решение проголосовать за объект благоустройства на следующий год по федеральной программе «Формирование комфортной городской среды» инициированного Президентом России нац-проекта «Жилье и городская среда» Юрий Иванчев, тренер-преподаватель Центра военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания имени Героя России Никиты Гусева. Юрий обучает воспитанников управлению беспилотными летательными аппаратами.

27 апреля

«Диктант Победы» написали граждане более 6 десятков государств

61 страна, 28 тысяч площадок: «Единая Россия» в шестой раз провела «Диктант Победы».

27 апреля

Дороги Ставрополья: качество, надежность, безопасность

В нашей жизни дороги играют важнейшую роль как в социальной сфере, так и в экономике. Они обеспечивают связь между людьми, местами и возможностями, поддерживая развитие страны в целом. Ключевая задача государства – повышение качества жизни населения – не может быть решена без качественной дорожной инфраструктуры. А в применении к Ставрополью дороги еще и играют важнейшую роль в развитии туризма, привлекая в наш край людей, а следом за ними – инвестиции.

26 апреля