Верность своему «Слову» | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
После премьеры спектакля «Нервные люди»
Верность своему «Слову»

Верность своему «Слову»

27 марта
18:34

27 марта – Международный день театра

Для театра-студии «Слово» имени заслуженного артиста РФ Владимира Гурьева нынешний творческий сезон особенный. Вот уже 30 лет его артисты выступают на сцене Ставропольского Дворца детского творчества.

Те, кто были первыми учениками прекрасного артиста Владимира Гурьева, играли в его спектаклях, с честью прошли испытания временем и, когда не стало их учителя, не позволили исчезнуть «Слову». Уникальный театральный коллектив сохранился и обрёл вторую жизнь во многом благодаря «старикам» театра-студии, составившим его костяк еще в самом начале. В 1993-1994 годах это были Вячеслав Ходус, Роман Ростовцев, Вячеслав Савин, Евгений и Юлия Пересыпкины, к которым позже присоединились Андрей Козлов, Антон Дубровский и другие.

Тридцатый творческий сезон показывает, что «Слово» Владимира Гурьева живёт и эволюционирует. Так бывает, когда за дело берутся неравнодушные талантливые люди.

 

«Звёздочки» вырастают и разлетаются...

С того времени, как не стало Владимира Владимировича Гурьева, студия «Слово» очень изменилась. Да, здесь по-прежнему ежегодно объявляют набор, принимают ребят, которые хотят научиться актерскому мастерству. Среди них появляются яркие таланты. Но в том-то беда детских и молодежных студий, что «звёздочки» быстро вырастают и разлетаются кто куда.

– Аня Стрельникова поступила по специальности, сейчас получает образование в Москве, – рассказывает Евгений Пересыпкин о тех актерах, которые совсем недавно играли в спектаклях «Слова». – Аня Жигалова учится в студии при Академическом театре драмы. Егор Наговицын после 9-го класса поступил по классу фортепиано в музыкальное училище имени Н.А. Римского-Корсакова в Санкт-Петербурге, в ноябре прошлого года поделился радостью в соцсетях, что организовал в училище театр. Планирует заняться кинорежиссурой.

Конечно, Евгения Петровича как художественного руководителя и старшего товарища радует, что ребята поступают в колледжи и вузы, создают семьи и приходят на спектакли в ДДТ уже со своими детьми. Каждый год, когда в студии появляются новые ребята, всё начинается как в первый раз.

Спектакль «Жизнь прекрасна», версия 2022 года

– На данный момент у нас есть школьная группа и более взрослые артисты, – говорит Евгений Пересыпкин. – Творческий процесс требует разумной стабильности, и ее привнесли в студию артисты из театрального проекта для взрослых «Он и Она». Сформировалась хорошая крепкая команда: Федор Стасенко, Олег Шевченко, Андрей Кейлин плюс парни из репертуарной студии «Слова» Игорь Кофанов, Алексей Москвитин. Открыли 30-й сезон спектаклем по Антону Павловичу Чехову «Жизнь прекрасна». Премьера состоялась раньше, но постановка постоянно совершенствуется, трансформируется, зрители его любят.

 

Первый мюзикл в репертуаре

Первой премьерой юбилейного сезона стал спектакль «Донжуанский список господина Б» – не что иное, как «Женитьба Бальзаминова» по мотивам пьесы Александра Островского. Постановка имела большой успех у публики, и, вероятно, ее ждёт долгая успешная сценическая жизнь.

На основе «взрослой» группы Евгений Пересыпкин решил создавать постоянную репертуарную труппу, чтобы ставить спектакли и каждый месяц их играть. Среди актеров есть адвокаты, бизнесмены, врачи, бухгалтеры, дизайнеры, переводчики…

– У Гурьева так было всегда, – вспоминает Евгений. – Я был филологом, Дима Цурюпа – программистом, Максим Логинов – айтишником, Илья Избасаров – рабочим… Студия объединяет талантливых людей, которые хотели бы себя реализовать на сцене. Эта традиция продолжается, она будет только укрепляться.

В юбилейном сезоне театр-студия «Слово» заявил о себе совершенно новым творческим направлением. В ноябре прошлого года на сцене ДДТ состоялась премьера детского мюзикла «Буратино». Специально для него Евгений Пересыпкин написал инсценировку, педагог студии, композитор и поэт Сергей Лещёв сочинил оригинальную музыку и стихи к вокальным партиям. Педагог Евгений Волошаненко занимался со студийцами пластикой и пантомимой. А какой мюзикл без танцев?! Подключили профессионального хореографа из ДДТ. Почетный деятель искусств Ставропольского края Георгий Серебрянский занимался с ребятами актерским мастерством. В итоге получился яркий костюмированный музыкальный спектакль. Его с удовольствием смотрели и дети, и взрослые.

После «Буратино» у творческой команды появилось желание поставить еще один мюзикл, но не по сказке, а взять в работу более глубокое произведение.

Сцена из мюзикла «Буратино»

В «Слове» постоянно стремятся экспериментировать, пробовать что-то новое. Осенью 2022 года команда театра-студии, благодаря поддержке гранта Президентского фонда культурных инициатив, впервые поставила 3D-спектакль. Со сказочной историей «Про Ёжика и Медвежонка» по произведениям Сергея Козлова артисты познакомили слабовидящих и незрячих зрителей. В нём всё было настоящее: и запахи, и лесные шорохи, и капли дождя...

 

Традиции «Слова» – фундамент нынешних успехов

При этом в студии осталось многое от гурьевского «Слова». Владимир Владимирович хорошо знал русскую классику, прекрасно читал поэзию и прозу. А с ребятами он любил ставить познавательные, с точки зрения литературы, спектакли. Среди них были литературно-музыкальные композиции по Есенину, Пушкину, Лермонтову, Тютчеву… Школьники приходили на спектакли и в новом для себя формате узнавали биографии писателей и знакомились с их творчеством.

В середине нынешнего марта студийцы второго и третьего годов обучения сыграли премьеру «Нервные люди» по произведения Михаила Зощенко. Создатели спектакля, режиссером которого выступил Евгений Пересыпкин, через произведения писателя постарались рассказать об авторе, его жизни, взглядах на мир и окружающих его людей. Евгению Петровичу хотелось познакомить зрителей с малоизвестным Михаилом Зощенко.

Из гурьевских традиций в «Слове» сохранили его знаменитое хоровое чтение. Несколько лет назад была создана программа «Поэзия слова и жеста», в которой юные артисты читали стихи поэтов-шестидесятников. Евгений Волошаненко поставил пантомимические номера, а Юлия Пересыпкина – отрабатывала с ребятами хоровое чтение. Она целенаправленно занимается речью со студийцами, учит их правильно, грамотно говорить. Все вместе педагоги прививают своим воспитанникам любовь к русскому слову. Появилась традиция – раз в полгода организовывать поэтические вечера, на которых ребята читают свои любимые стихи. Не на публику – друг для друга. Из таких вечеров рождается нечто большее. Некоторые стихи уже звучали в спектакле «Поэзия слова и жеста».

 

Юбилейный сезон с Фёдором Михайловичем

В ближайших планах театра-студии «Слово» премьера спектакля «Или право имею» по романам Федора Достоевского «Преступление и наказание» и «Братья Карамазовы». Эта глубокая серьезная работа непременно заставит зрителей задуматься, насколько допустимо в поступках руководствоваться только собственными взглядами и желаниями, вместе с героями культовых произведений у них будет повод поразмышлять о справедливости и несправедливости мироустройства.

Еще в театре-студии «Слово» планируют поставить спектакль о событиях сегодняшнего дня, которые не могут оставить равнодушными ни актеров, ни зрителей. Евгений Пересыпкин написал в прошлом году пьесу «Моя война», которая вошла в шорт-лист 38-го Международного конкурса «Время драмы, 2023, осень». Евгений убежден, что события на Донбассе необходимо осмыслить и суметь рассказать о них театральными средствами.

– Мы нацелены не на то, чтобы студийцы стремились стать профессиональными актерами, а на то, чтобы они смогли социализироваться, быть эффективными в жизни, – говорит Евгений Пересыпкин. – Для этого мы учим их правильно излагать свои мысли, правильно говорить, всегда заботимся о том, чтобы они понимали, как у персонажей спектаклей, которые мы ставим, возникают чувства и как они реализуются.

В этом сезоне запланировано несколько юбилейных мероприятий. Подготовлена к печати книга, в которой собраны все публикации в СМИ о театре-студии «Слово», начиная с 1994 года. Первой такой публикацией была заметка Ларисы Прайсман «Студенты играют Пушкина» на страницах «Ставропольской правды». «Вечерка» может гордиться тем, что в течение нескольких лет наш корреспондент Алла Чередниченко не пропускала ни одной премьеры и освещала деятельность «Слова» в постоянной газетной рубрике «Молодежный полигон». Ее публикации тоже вошли в будущую книгу.

Кроме того, в театре-студии перевели в цифровой формат видеозаписи всех спектаклей, которые ставил Владимир Гурьев с 1995 по 2009 год, начиная от «Маленьких комедий» по рассказам Аверченко и заканчивая чеховским «Ожиданием счастья». Записи будут переданы в фонды Ставропольской краевой библиотеки для молодежи имени В.И. Слядневой. Там же пройдет творческая встреча, посвященная юбилейному сезону.

Ставропольские театралы, которые год за годом приходят на спектакли театра-студии «Слово», наверняка согласятся с тем, что этот коллектив – уникальное явление в культурной жизни Ставрополя. У него есть своё лицо и свой собственный творческий почерк, которые помогают на протяжении трех десятков лет быть востребованным, интересным для публики самого разного возраста. «Слово» сумело сохранить лучшие из традиций «гурьевской эпохи» и создать новые, построив незримый мостик между прошлым и будущим.

Фото Александра ПЛОТНИКОВА,

театра-студии «Слово» и автора

Автор: Ольга Метелкина
Поделиться:

Читайте также

Боль и слезы «Виктора»

Все вышеописанные действия привели к тому, что к 56 минуте встречи счет был 32:27 в пользу «Пермских медведей». Теперь они выходили в полуфинал за счет гостевых голов. А через две минуты хозяева и вовсе вышли вперед по сумме двух встреч. Никита Ильтинский сумел перехватить мяч и сделать счет вновь ничейным. Однако за последние 60 секунд пермяки не дали гостям повладеть мячом, не то, что организовать какую-то атаку. Как итог, хозяева отыграли за 18 минут отрыв в девять мячей, выйдя в полуфинал.

28 апреля

Ленивые вареники и право на отдых

Однажды знакомая сказала мне отрезвляющую фразу: "Видимо ты недостаточно устала". Как обухом по голове. Я, конечно, много лет пребываю в отпуске. Но он декретный. Как результат: трое детей, большая любовь и усталость - тоже немаленькая. Она не проходит даже если вдруг получится поспать на час дольше в воскресенье. Усталость никуда не испаряется если вдруг чудом появляется возможность сходить с мужем на свидание или с подругой в театр.

27 апреля

Мой город – моя любовь

Именно такими словами отозвался на просьбу прокомментировать свое решение проголосовать за объект благоустройства на следующий год по федеральной программе «Формирование комфортной городской среды» инициированного Президентом России нац-проекта «Жилье и городская среда» Юрий Иванчев, тренер-преподаватель Центра военно-спортивной подготовки и патриотического воспитания имени Героя России Никиты Гусева. Юрий обучает воспитанников управлению беспилотными летательными аппаратами.

27 апреля

«Диктант Победы» написали граждане более 6 десятков государств

61 страна, 28 тысяч площадок: «Единая Россия» в шестой раз провела «Диктант Победы».

27 апреля