«Эрмитажная коллекция» в Ставрополе | Статьи | Вечерний Ставрополь
  1. Главная
  2. Статьи
«Эрмитажная коллекция» в Ставрополе

«Эрмитажная коллекция» в Ставрополе

24 апреля
18:51

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств произошло яркое событие сезона – главная экспозиция классического искусства, так называемая «Золотая коллекция», претерпела прямо-таки революционное изменение, поменяв тему в названии «От античности до модерна» и музейный состав экспонатов.

Поводом к нему послужило 260-летие образования всеми чтимого Государственного Эрмитажа, который в 60-х годах прошлого века щедро поделился с новым Ставропольским музеем изоискусств частицей своих безразмерных фондов. Директор Михаил Пиотровский недавно говорил о более трёх миллионах экспонатов, которые представлены в залах. Это всего пять процентов от общей эрмитажной коллекции, остальное же рядовые посетители могут никогда не увидеть.

«Ставропольский Эрмитаж» представлен в новой экспозиции 200 предметами русского и западноевропейского искусства с античным Причерноморьем и странами Востока в живописи, графике, скульптуре, начиная до нашей эры и заканчивая XX веком. Временной разброс, как говорится, велик и позволяет вскользь, с большей или меньшей долей убедительности, отразить развитие истории мирового изобразительного искусства по научно узаконенным искусствоведами периодам. Кураторы новой экспозиции – директор Зоя Белая и искусствовед, ученый секретарь музея Ольга Бендюк.

Интересна история собрания античного искусства вице-президента Императорской Академии художеств и председателя Императорской Археологической комиссии графа Алексея Бобринского. Она поступила в 1931 году в Эрмитаж, а затем в 1964-м вместе с другими предметами искусства была передана ставропольскому музею. А это без малого 40 предметов древнегреческой краснолаковой и чернолаковой керамики, терракотовой пластики из Танагры, стекло из Египта. Предметы были найдены археологами на месте древних городов Северного Причерноморья – Ольвии, Херсонеса, Керчи и Фанагории в конце XIX века. На сравнительно небольшом пространстве представлено также искусство Японии, Китая, стран Передней Азии и особенно широко и подробно классика Западной Европы – живопись и графика мастеров Франции, Италии, Испании, Германии, Фландрии, Голландии, Дании.

Впечатляет и коллекция русского искусства, поступившая из Государственного Эрмитажа. Здесь представлены работы Ильи Репина, Константина Коровина, Николая Дубовского, Леонарда Туржанского, Георгия Верейского и других мастеров живописи конца XIX – начала XX века.

Следует отметить, что Ставропольский музей изобразительных искусств обошелся скромными средствами при оформлении зрелищного экспозиционного пространства бывшего купеческого особняка. При этом он добился впечатляющего результата в духе ретроконцепции показа музейных предметов: мелкой керамики и фарфора в витринах, в последовательной череде расстановок скульптуры, в плотной традиционной развеске живописи. В таком замысле прослеживается стремление обозначить современные подходы показа коллекции, с учетом меняющихся вкусов посетителей разного возраста. Музейщики активно используют информационные экраны, QR-коды, необременительные по содержанию пояснительные тексты.

Фонды краевого художественного музея достойны внимания самых разных посетителей, понимающих, что при всех современных способах воспроизведения изобразительного искусства все равно ничто не заменит возможности видеть подлинные художественные образцы, обдуманно поданные музейными специалистами в организованном пространстве экспозиции.

Новый выставочный проект «От античности до модерна» будет определенным образом влиять и на другие постоянные и сменные выставки, его невозможно «отрезать» от общего экспозиционного пространства музея, в котором гармонично соединяются в едином «хоре» разные голоса, от академических до «попсовых».

Экспозиция «Золотой коллекции» станет фундаментальным предложением молодым держателям «Пушкинской карты», желающим нешуточно просвещаться знаниями в изобразительном искусстве, получая информацию, что называется, из первых музейных рук.

Владимир ЛЫЧАГИН,

председатель общественного совета при министерстве культуры СК

Фото Ставропольского краевого музея изобразительных искусств

Читайте также

Всё, что пригодится на фронте

О тех бойцах, которые сейчас на передовой, не забывает нотариат Ставрополья, живет и трудится, продолжая помогать нашим военнослужащим тем, что необходимо, что в том числе поможет обезопасить воина, а значит, защитит его жизнь.

9 мая

Вахта памяти не кончается

Находок в этот раз было очень много. Это и противотанковые пушки «Зандер» со снарядами 102-го калибра, множество разных мин. Музей «Русских витязей» в Сенгилеевском пополнился новыми экспонатами. Взрывоопасные, разумеется, были утилизированы.

7 мая

Познакомились на Северо-Западном фронте, поженились – на Восточном

Жила семья Подколзиных, как многие тогда,  скромно, порою голодно, но не жалуясь, понимая, что страна только лечит раны, поднимается из руин.  Но ничего – с тремя детьми переехали из Россоши в Ставрополь, родили здесь четвертого ребеночка. И мало-помалу, пройдя через трудности и лишения, встали на ноги, построили дом, высадили вокруг него сад, разбили огород, где Екатерина Филипповна  выращивала вкуснющие  клубнику и помидоры, воспитали и вывели в большую жизнь детей. Выросли уже десять их внуков и семнадцать правнуков. А в их уютном  доме, в котором бережно сохраняет привычный уют и добрую память о родителях их сын Павел, висят на стене вот эти фотографии, на которых Феодосий и  Катя Подколзины еще так молоды.

7 мая

«Всё, что было не со мной, помню…»

Для меня фильм Леонида Быкова «В бой идут одни «старики» настолько сильный, что каждый раз при просмотре не могу сдержать слезы. Более того, уверен, что при написании этого материала глаза станут мокрыми. Ни один современный фильм о Великой Отечественной войне не вызовет у меня той любви и тех чувств, которые испытываю к картине «В бой идут одни «старики». Постараюсь раскрыть свои эмоции, вызванные киноработой режиссера Леонида Быкова.

7 мая