Ставрополье делает ставку на промышленность

Сергей Гриднев

В Ставрополе в пресс-центре ГТРК "Ставрополье" прошла первая пресс-конференция нового министра энергетики, промышленности и связи Виталий Хоценко.

Промышленность "сидит" на химии и энергетике

Министр промышленности Ставрополья Виталий Хоценко, Хоценко, министр, Минпромышленности
Министр промышленности Ставрополья Виталий Хоценко

Индекс промышленного производства Ставропольского края, по данным Ставропольстата, в 2013 году составил 101,3%. Это значит, что совокупный объём отгруженной продукции предприятий добывающей, обрабатывающей промышленности и энергетической отрасли вырос на 1,3% по сравнению с 2012 годом.

Основную часть роста обеспечила обрабатывающая промышленность. Как рассказал на пресс-конференции министр промышленности Ставрополья Виталий Хоценко, предприятия этой отрасли за год прирастили 5% отгруженной продукции:

Из 14 видов обрабатывающих производств министерство курирует 11, из них в восьми отраслях объём отгруженной продукции превысил уровень 2012 года, эти 8 направлений и дали этот прирост. В целом по поступлениям налогов в бюджеты всех уровней по обрабатывающим предприятиям это 7,7 миллиарда рублей, это на 29,8% больше, чем в 2012 году. Также министерство курирует производство и распределение электроэнергии и газа, в 2013 году перечислено было 5,4 миллиарда рублей, что на 14% больше, чем в 2012 году, и организациями связи было перечислено 1,3 миллиарда рублей – на 10% больше уровня 2012 года.

Основным источником роста промышленной продукции в 2013 году Виталий Хоценко назвал химическую промышленность:

Мы говорим о полиэтилене, полипропилене, про наш «Невинномысский Азот», который запустил производство меламина, всё это делает увеличение индекса.

Стоит добавить, что значительный вклад в индекс промышленного производства внёс химзавод «Ставролен» в Будённовске. По информации "Маркет Репорт", он в прошлом году произвел около 125 тысяч тонн полипропилена против 82,9 тысячи тонн в 2012 году. Рост в 50% связан с низкой производительностью в позапрошлом году из-за взрыва, который произошёл в 2011 году.

Новая авария на «Ставролене» подкосит статистические показатели, но рост всё-таки ожидается, и опять – за счёт химической отрасли, а также распределения газа и электричества, заметил министр:

В любом случае химическое производство будет одним из драйверов. "Невинномысский Азот" производит достаточно широкий перечень химической продукции, у нас есть и в Лермонтове производство, которое химическую продукцию выпускает, здесь мы в лидерах. Далее это производство и распределение электроэнергии и газа – это тоже вид экономической деятельности, и тут тоже возможен рост.

В планах министерства на ближайший год – открыть в Ставропольском крае завод "СтавСталь" стоимостью около трех миллиардов рублей и в начале 2015 года -  Лукойл ТЭС с инвестициями более шести миллиардов (по некоторым данным, открытие может состояться уже в этом году). Впрочем, "СтавСталь" нам обещали открыть сначала в 2012 году, потом в 2013-м.

Завод "Ставролен" продолжает все выплаты

Одной из главных тем обсуждения стала ситуация, сложившаяся после аварии на химическом заводе "Ставролен" в Будённовске. 26 февраля 2014 года в этиленхранилище химзавода произошло возгорание. Госпитализированы 12 человек, ещё 6 получили помощь в медсанчасти предприятия. Работа завода приостановлена.

Как уже говорилось выше, авария повлечёт за собой спад в уровне производства (и не только по Ставропольскому краю – "Ставролен" входит в тройку крупнейших производителей полиэтилена низкого давления и полипропилена). Однако, согласно предварительным договорённостям, это не ударит ни по бюджету, ни по зарплатам его работников, объявил Виталий Хоценко:

Производство приостановлено, но сейчас предприятие "Ставролен" входит в консолидированную группу налогоплательщиков, и мы не прогнозируем – это предварительная информация - выпадающих доходов в бюджет Ставропольского края. Губернатор наш договорился с руководством "Лукойла" о том, что все люди работают, получают заработные платы в полном объёме. Люди заняты сейчас на ликвидации итогов этого пожара – там достаточно большая площадь поражения. Все работают на своих местах.

Напомним, в прошлом году бюджет Ставропольского края потерял более миллиарда рублей доходов из-за того, что 30 производств вступили в консолидированные группы налогоплательщиков. Снижение доходной части казны по этой же причине наблюдается и в 2014 году.

Не забыли и про пострадавших – по словам министра, все они получат от ОАО "Лукойл" помощь в размере 50 тысяч рублей. А вот о восстановлении производства говорить пока рано: комиссия по расследованию инцидента, в которую входит и министр промышленности, не располагает пока даже предварительными результатами:

Об итогах сейчас говорить пока рано, проводятся экспертизы – экологическая, технологическая, пожарная и другие. Предварительные итоги будут объявлены где-то в начале апреля.

Мы любому инвестору рады

Ставропольский край, Чечня и Карачаево-Черкесия создадут на своих территориях общую особую экономическую зону по сборке автомобилей. В Ставропольском крае в неё войдёт участок в Шпаковском районе, где планируется построить завод «Ставрополь-Авто». Виталий Хоценко представлял наш регион на первом заседании по вопросам организации этой зоны:

Первое заседание у нас было в Грозном, договорились о том, что создаём рабочую группу, от Ставропольского края в неё войдут представители Минпрома и Минэка. Предварительно в особую экономическую зону войдёт участок порядка 200 гектаров в Шпаковском районе. Зона будет создана для производства автомобилей на территории трёх субъектов. В Ставропольском крае это будет завод «Ставрополь-Авто» по выпуску 100 тысяч автомобилей в год и в дальнейшей перспективе доведение до 200 тысяч. Это порядка четырех тысяч новых рабочих мест и более шести миллиардов рублей инвестиций в первой очереди. По предварительной информации, запуск завода планируется на конец 2015 года.

Проект создания завода действительно очень интересен, но понять, почему нужна именно единая экономическая зона, при том что ни территориального, ни технологического единства в ней не будет, сложно. Предприятие будет заниматься сборкой автомобилей из иностранных комплектующих. К слову, если в Чечне построят аналогичный завод «ЮгАвто», то в КЧР в эту зону войдёт уже существующее предприятие «Дервэйс», собирающее автомобили марок "Лифан" и "Джилли" – около 100 тысяч единиц выпуска в год. Рабочие места, заработная плата и налоги останутся в Ставропольском крае, а вот деньги за запасные части утекут за границу. Впрочем, возможность занять дополнительные четыре тысячи жителей Ставрополья уже достаточная причина дать инвестору налоговые льготы:

Мы живём тем, что нам интересны в первую очередь рабочие места, поступления <…> Хочу отметить, что на территории Ставропольского края никогда не было автомобилестроения: да, мы делали и делаем прицепы, но автомобилестроением не занимались.

Судьба завода автоприцепов

К слову об автоприцепах – их производит завод "Авроприцеп КамАЗ", расположенный на северо-западе Ставрополя. Предприятие, построенное в советское время, способно выпускать более 43 тысяч прицепов в год, но на сегодняшний день волей рынка собирает лишь около 2,5 тысячи единиц. Принято решение на пустующих площадях разместить ещё несколько заводов:

Там огромные помещения, более 120 тысяч квадратных метров. КамАЗ планирует локализовать производство прицепов и те площади, которые не задействованы основным производством, планируются для передачи в аренду. Вся коммунальная инфраструктура там есть в достаточном объёме. Мы не хотим, чтобы там был рынок, торговая площадка, мы настаиваем, чтобы это были промышленные производства, и об этом подписали с руководством меморандум.

О создании на территории завода автоприцепов индустриального парка или другой особой экономической зоны речи не идёт – предприятия будут платить налоги по обычным ставкам.

Чистки рядов не будет

Эта пресс-конференция стала первой для нового министра энергетики, промышленности и связи Виталия Хоценко. Завершая общение с журналистами, он отметил, что ведомство под его началом в целом продолжит работу без серьёзных изменений:

Я думаю, что преемственность должна сохраняться, нужно улучшать работу, искать новые направления. Тот же КамАЗ, новые проекты, которые сейчас появились. Нужно работать, а в министерстве люди подобраны хорошо.

Виталий Павлович отметил, что, придя на должность, никого из старого аппарата не уволил и не планирует увольнять. Среди новых веяний – расширение работы с лёгкой промышленностью, которая сейчас занимает всего 1% в структуре промпродукции края (в ведомстве готовится подпрограмма по её развитию - подробнее в нашей новости), выставочная деятельность – есть планы использовать строящийся выставочный комплекс МинВодыЭКСПО, чтобы собрать в нём промышленников со всего Юга страны. Отвечая на вопрос о КавМинВодах, министр сказал, что хотя министерство готовит план на этот регион, в приоритете остаются курорты, которые вовлекают больше рабочих рук. Вообще Виталий Хоценко показал, что меряет промышленность не индексами производства, а занятостью и заработной платой. Хочется верить, что он, не растеряв достижений своего предшественника, сможет укрепить позиции Ставрополья по этим показателям.

налоги, экономика, Ставропольский край, министерство промышленности, промышленность, Ставролен, бюджет

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»

Другие статьи в рубрике «Экономика»



Последние новости

Все новости

Объявление