Приглашение к путешествию по России от греческого фотографа

Ольга Метёлкина

В Ставропольском краевом музее изобразительных искусств открылась выставка «На страже земли русской: кремли и крепости России» известного греческого фотохудожника Костаса Асимиса

Фотохудожник Костас Асимис в Ставропольском музее изобразительных искусств
Ольга МетёлкинаФотохудожник Костас Асимис в Ставропольском музее изобразительных искусств

Этот международный просветительский фотопроект создавался в партнерстве с Брянским областным художественным музейно-выставочным центром в рамках национального проекта «Культура» – «Творческие люди». Впервые он был представлен в 2021 году в Брянске и посвящен 800-летию со дня рождения святого благоверного князя Александра Невского и перекрестному Году истории Россия – Греция.

Имя Костаса Асимиса хорошо известно на Ставрополье. На презентации выставки директор музея изобразительных искусств Зоя Белая напомнила, что жители края познакомились с его творчеством в 2014 году, когда он принимал участие в V Славянском форуме искусств «Золотой витязь» с духовно-просветительским фотопроектом «Мой Афон». Фотографии экспонировались в разных территориях края, их увидели в городах Кавказских Минеральных Вод, Буденновске, Изобильном, Невинномысске. По завершении выставки автор передал свои работы в дар музею изобразительных искусств. Позже в Ставрополе демонстрировался также выставочный проект Костаса Асимиса «Ноктюрн». Зрители смогли увидеть не только работы мастера, но и то, что остается «за кадром», в каких условиях приходится делать уникальные фотографии.

Костас Асимис. «Астраханский кремль»
Костас Асимис. «Астраханский кремль»

Как признался автор на открытии своей экспозиции в Ставрополе, после того как «афонская выставка» побывала в восьми странах Запада, он подумал, что Россию надо показать Европе, где фактически стирают славянскую православную историю. Вдохновением для создания нового фотопроекта стала древняя история России, застывшая в камне. Автор искал объекты, прошлое которых уходит в далекие времена, связано с судьбоносными событиями и великими именами.

Костас Асимис. «Псковский кремль»
Ольга МетёлкинаКостас Асимис. «Псковский кремль»

Работа над проектом началась семь лет назад. На Запад выставка не попала в силу известных событий. Но ничто не мешает показывать ее в нашей стране. За последнее время, помимо Брянска, проект был представлен также в Калуге, Череповце, Кировске и Волхове. На сегодняшний день в нем отражены 38 уникальных историко-архитектурных памятников Москвы, Санкт-Петербурга, Великого Новгорода, Пскова, Казани, Ростова Великого, Владимира, Калуги, Вологды, Астрахани, Тобольска и других больших и малых населенных пунктов.

Как говорит Костас Асимис, его поражает древность этих сооружений. Монастыри, защищенные мощнейшими каменными стенами, становились неприступными крепостями для вражеских армий. К примеру, история поселения Старая Ладога в Ленинградской области ведет начало с VIII века. Согласно летописи, крепость была заложена здесь в 1116 году. Примерно в то же время завершилось строительство Псковского кремля. В период существования Псковской республики он был духовным, юридическим и административным центром всей псковской земли.

 

Трудно было не согласиться с председателем Ставропольской городской Думы Георгием Колягиным, когда на открытии проекта он говорил, что выставка носит не только познавательный характер, но и вызывает желание выбрать место для своего будущего путешествия. Многие жители России, к сожалению, очень плохо знают свою страну. «Среднестатистический» гражданин в отпуске охотнее будет лежать на пляже, нежели построит маршрут по древним городам. Но всё же ситуация постепенно меняется. И во многом благодаря качественному визуальному контенту. Так, глядя на фотографии Костаса Асимиса, понимаешь, сколько удивительных исторических мест ты еще не видел, и открываешь для себя что-то новое.

- Здесь можно говорить об истории России, о том, как шло становление государства, - отметила искусствовед Ольга Бендюк. - Монастыри и кремли – это крепости, которые формировались, чтобы выполнять функцию оборонную и служить символом духовности по мере того, как шла христианизация. Выставка рассчитана на любого зрителя: все, кто интересуется историей, взаимоотношениями Церкви и власти, архитектурой, искусством, здесь могут увидеть эволюцию древнерусского зодчества.

В создании проекта использованы современные мультимедийные средства, благодаря которым экспозиционное пространство не перегружено текстами: рядом с названиями архитектурных объектов размещены QR-коды, при сканировании которых можно получить подробную информацию. Кроме того, предусмотрено аудиосопровождение выставки. Все тексты читает благочинный Севского церковного округа протоиерей Владимир Сафронов.

 

В зале музея изобразительных искусств
Ольга МетёлкинаВ зале музея изобразительных искусств

Из огромного количества сделанных снимков для проекта Костас Асимис отобрал по пять фотографий каждого объекта. Иначе, как он пояснил, любому кремлю или крепости можно было бы посвятить отдельную выставку. На сегодняшний день проект демонстрирует 140 работ. Но это не означает, что он завершен. Фотохудожник продолжает получать и изучать информацию об уникальных исторических памятниках. Он уже побывал на Валааме и планирует съемки на Соловках. Так что, если повезёт, через некоторое время мы еще увидим дополненную выставку проекта «На страже земли русской: кремли и крепости России».

«Культура» – «Творческие люди», «афонская выставка», фотография, V Славянский форум искусств «Золотой витязь»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление