Искусство никогда не спит

Алиса Климашевская

Ставрополь присоединился к Всероссийской акции «Ночь искусств - 2023»

В День народного единства Ставропольский краевой музей изобразительных искусств собрал в своих стенах гостей, пришедших узнать что-то новое и насладиться интересной программой.

Алиса Климашевская

Гостей встречала выставка, на которой были представлены работы художников-педагогов Ставропольского края: Михаила Королевского, Марины Черниговской, Петра Охрименко и других. Здесь нашлось место для самых разных стилей и направлений живописного искусства. В картинах одних авторов наблюдаешь созидание и любовь к богатейшей русской природе, другие полотна, словно длинный философский трактат, описывают бытие и характер рабочего русского человека. Аутентичные улицы старого города, согретые полуденным солнцем, предстают на холсте иных художников.

 

Почувствуй себя творцом

Здесь же, на маленькой площадке, расположились творцы, которые на глазах зрителей воссоздавали натюрморт. В их арсенале краски, мольберт и, конечно, особый, художественный взгляд.

У посетителей музея была возможность не только занять позицию наблюдателя, но и создать собственный шедевр. Так, на отдельной площадке проводился мастер-класс «Техника офорта» под руководством художника-графика Владимира Грибачёва. Самые решительные и заинтересованные стали его непосредственными участниками. Таким образом, у гостей была уникальная возможность – изготовить офорт (разновидность печатной графики - гравюра на металле) на настоящем станке.

 

Дефиле в народном стиле

На зрительной площадке посетители музея насладились фэшн-шоу «Национальный костюм - хранитель истории».

Перед публикой предстали модели, облачённые в костюмы разных народов: русских, балкар, карачаевцев, армян, дагестанцев. Каждое одеяние пропитано самобытностью и колоритом, своей национальной идентичностью.

Зрители встретили дефиле национальных костюмов с большой теплотой, тем более что в нашем многонациональном городе каждый мог увидеть, во что же одевались его предки.

Первыми перед гостями предстали модели, облачённые в русские народные одежды. Нижегородский свадебный наряд сочетает в себе известную всем, часто изображаемую на иллюстрациях к детским сказкам рубашку-долгорукавку, длина рукавов порой достигала 2-3 метров, но чаще всё-таки доходила лишь до подола сарафана. Белые долгорукавки надевали невесты. Другим обязательным элементом является сарафан, поверх которого в праздничных костюмах надевалась душегрейка. Завершает образ традиционный кокошник, его характерная особенность наличие гребня-опахала. Его надевали замужние женщины, полностью закрывая им волосы.

Второй, не менее интересный образ – демонстрация вологодского девичьего праздничного костюма. В основе этого комплекса: рубаха, сарафан, девичья повязка. В Вологодской губернии было развито золотое шитье. Каждый элемент праздничного костюма украшался сложными вышивками, изображающими птиц и деревья.

Образ некрасовской казачки сильно отличается от других, он вобрал в себя элементы турецкой культуры, и с этим связаны очень интересные события. В начале XVIII века потомки казаков вынужденно ушли из родных мест и, приняв подданство султана, стали проживать на территории Османской империи на протяжении последующих двух столетий.

Поверх туникообразной рубахи на турецкий манер надевается балахон, как правило, сшитый из ярких турецких тканей. Одежды изобилуют жёлтым цветом, который олицетворяет зерно, зелёным, пробуждающим жизнь, а синий цвет – это вода. Нижние края одежды, все швы и детали обязательно украшались вышивкой, и не только ради декора, но, прежде всего, как оберег. Поверх балахона обязательно надевали фартук – завеса, которая крепилась поясной лентой и тоже украшалась. Свадебный костюм отличали более дорогие ткани. Балахон, чаще полосатый, украшался металлическими пуговицами. Основное отличие свадебного костюма - в сложносоставном головном уборе. Его основа – рогатая кичка, искусно расшитая. Её символический смысл – плодородие.

Вот так стихийно сложился этот костюм, сочетающий в себе разные культурные, национальные и религиозные мотивы.

Наряды терских казаков не были такими яркими и красочными, как предыдущие, но их сдержанность и красота восхищает. Казак всегда носил широкие шаровары, рубаху, бешмет – верхняя одежда, сапоги, черкеску и папаху. Терская казачка прекрасно выглядела в прямом скромном платье, в свадебном варианте — еще и расшитом драгоценными камнями, надплечья покрывались нежной накидкой, образ дополнял серебряный пояс.

Алиса Климашевская

Перед публикой также дефилировали модели, демонстрируя образы и традиционные одежды разных народов, населяющих территорию России. Каждый из них отличается своим неповторимым исполнением и колоритом.

В последние годы наблюдается интересная тенденция: современные дизайнеры создают одежду с сохранением национальной идентичности своего народа, украшая вещи типичными орнаментами и узорами.

 

Музыка для души

Алиса Климашевская

В перерывах между выходами моделей и демонстрациями национальных костюмов гостей развлекали музыкальными и танцевальными номерами. Своё мастерство и таланты представили студенты Ставропольского краевого художественного училища, национально-культурные автономии, артисты Государственного казачьего ансамбля песни и танца «Ставрополье», вокально-хореографический ансамбль «Слобода». Артисты от души старались порадовать гостей, а зрители встречали и провожали каждый коллектив громкими аплодисментами.

Владимир Грибачёв, художник-график, гравюра на металле, техника офорта, ансамбль песни и танца «Ставрополье», дефиле в народном стиле, вокально-хореографический ансамбль «Слобода», музей изобразительных искусств, Ставропольское краевое художественное училище, Ночь искусств - 2023

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление