Чем опасны «сетевые тролли» и как с ними бороться

.

Большинство людей слышали о таких явлениях, как «сетевые тролли» и «троллинг». Кто-то даже сталкивался с этим лично. Хотелось бы подробнее рассказать о том, кто такие «сетевые тролли», какие цели они преследуют и как бороться с провокаторами.

Бывает так: вы комментируете какой-то пост в социальных сетях или публикуете собственный контент, и вдруг на вас обрушивается негативный комментарий, возможно, даже не один. Вы пытаетесь изъяснить свою позицию или извиниться, но в ответ получаете ещё одну порцию негатива. Не вините себя и не впадайте в отчаяние, возможно, перед вами самый настоящий «сетевой тролль». Ему не принципиально, с кем вступить в конфликт: если не вы, то кто-то другой обязательно стал бы его жертвой. В реальной жизни мы стараемся не связываться с такими людьми, но в виртуальном мире бывает сложно распознать токсичного человека. Можно незаметно для себя оказаться втянутым в неприятное обсуждение.

Ольга Метёлкина

Изначально термин «тролль» пришел из скандинавской мифологии. Основная цель этих персонажей состоит в причинении вреда окружающим. То же самое и в интернет-пространстве. Стремление поспорить с «троллем», чтобы доказать ему, как он не прав, никогда не увенчается успехом с вашей стороны, поскольку доказать что-либо «троллю» невозможно. «Тролли» – это люди, которые используют троллинг для самоутверждения, либо пользователи, которые за определённую плату разжигают дискуссии на форумах, в сообществах и других массовых интернет-скоплениях пользователей. По наблюдениям психологов и социологов, сетевой троллинг – это способ безнаказанно сбросить агрессию.

Термин «троллинг» происходит от английского trolling – «ловля рыбы на блесну». На сегодняшний день, с появлением интернет-коммуникаций, это явление означает «размещение провокационно-агрессивных сообщений с целью нагнетания конфликтной обстановки путём нарушения правил этического кодекса интернет-взаимодействия». Иными словами, троллингом считается социальная провокация, неоправданные оскорбления по отношению к одному или нескольким участникам интернет-коммуникации или издевательства в сетевом общении. Система троллинга используется в основном анонимными пользователями без возможности их идентификации. Однако участники, заинтересованные в большей узнаваемости, публичности, тоже пользуются таким методом привлечения внимания к своей персоне.

У троллинга имеется своя классификация. В некоторых случаях распознать токсичного пользователя достаточно трудно, но всё же возможно. В целом, «тролли» делятся на две категории: «толстые» и «тонкие». «Толстый» – человек с типично повторяющимся девиантным поведением, который просто привлекает к себе внимание. «Тонких троллей» распознать сложнее. Обычно такие люди хорошо разбираются в психологии, ведут себя довольно адекватно, но умудряются привлечь к себе внимание, а также вызвать у людей негативные эмоции. Они способны даже при полном спокойствии вывести собеседника из себя.

Механизм троллинга достаточно прост: вам нагрубили или сделали некорректное замечание – вы начинаете грубить в ответ или пытаетесь разъяснить ситуацию, доказать свою правоту и тут же оказываетесь втянутыми в оскорбительную переписку. Собеседник не хочет вас слушать и продолжает выдвигать обвинения в ваш адрес или занижать вашу самооценку. Каковы цель и суть поступков «сетевых троллей»? – вот вопрос, которым задаются многие. Команда исследователей из Университета города Манитобы под руководством Эрин Бакелс изучила этот вопрос более подробно. Результатом работы стала статья: «Тролли просто хотят веселиться». Эрин Бакелс предположила, что между агрессией в сети и психическими расстройствами существует некая связь. В подтверждение этого тезиса она представила результаты двух анонимных интернет-тестов. Склонность к манипуляциям, психопатии и садизму также была отмечена в ходе исследования как устойчивая черта личности «троллей». К похожим выводам пришла в своих исследованиях психолог из Федерального университета Австралии Эвита Марч. Она заявила, что причинение другим нравственных страданий вызывает у «троллей» привыкание и становится своеобразной зависимостью.

В чём заключается суть поступков таких людей? «Тролль» затрагивает тему, которая должна вызвать многочисленные споры и ссоры, и наслаждается реакцией. Он будет хамить, пытаясь спровоцировать окружающих на грубость или необдуманное высказывание. Классическая схема – когда человек утверждает, что вы его испугались или что вам нечего ответить. Не стоит пытаться оскорбить «сетевого тролля», это ни к чему хорошему не приведёт, потому что он утащит вас в свою действительность, населённую негативными переживаниями. Если вы начали ему отвечать, но потом прекратили разговор, грубиян примет это как поражение с вашей стороны, поскольку подумает, что ему удалось вас обидеть и вам нечего ему сказать. «Тролли» питаются агрессией и переживаниями окружающих, а слёзы для них являются источником личного счастья.

Почему некоторые люди превращаются в озлобленных и недовольных жизнью «троллей»? Вероятнее всего, им не хватает внимания в реальной жизни, они, не добившись каких-то успехов и подсознательно испытывая чувство собственной социальной незначимости, находят способ самореализации в том, чтобы оскорблять других и провоцировать конфликтные ситуации, мнимо находясь в эпицентре событий. Таким образом «тролли» пытаются подчеркнуть собственную значимость, ведь именно они заставили человека испытывать те или иные эмоции. Очень часто «сетевыми троллями» становятся подростки, привлекающие к себе внимание таким образом и достигающие мнимой самореализации. Но бывает и так, что для кого-то троллинг является профессиональным заработком. Некоторые получают деньги за каждый ответ им, а другие просто за каждое собственное сообщение. Иногда пользователи обращаются к «троллям», чтобы последние разрушали форумы и группы конкурентов.

В любом случае встреча с агрессивными людьми, пусть и на интернет-платфоме, практически всегда оставляет неприятный осадок. Особенно сильные переживания испытывают дети и подростки, ведь многие из них не знают о таком понятии, как «сетевой тролль», и принимают негативные комментарии на свой счёт. Как распознать «сетевого тролля» и отличить его от обычного пользователя, который всего лишь высказывает свою точку зрения, как не тратить свои нервы и время на бесполезный, неконструктивный диалог? Во-первых, стоит насторожиться, если в обсуждении появляется комментарий, идущий кардинально вразрез с мнением большинства участников или же противоречащий моральным нормам и этикету. Стоит немного понаблюдать за поведением такого комментатора, и вы поймёте, что этот человек ведёт себя неподобающим образом, не воспринимает то, что ему пытаются сказать другие участники, следовательно, не стоит тратить на него время, ведь его целью является не общение, а провоцирование.

 

Опытные пользователи интернета и социальных сетей выделяют несколько критериев, по которым можно распознать «сетевого тролля». Обычно «тролли» высказываются не по существу (часто их сообщения вообще не имеют смысловой нагрузки); переворачивают ваши слова и искажают их смысл, чтобы потом уцепиться за выдуманную фразу и повернуть разговор в нужное для них русло; переходят на личности; оскорбляют (в том числе не только вас, но и ваших бабушек, дедушек, родителей и прочих родственников); стараются показать свое превосходство (утверждают, что ваше мнение в корень неверно или не имеет никакой ценности); игнорируют любые разумные доводы и настаивают на своём.

Что делать, если вам или вашим близким встретился «сетевой «тролль», можно ли поставить грубияна на место, как уберечь неокрепшую детскую психику от нападок агрессивных людей. Об этом мы спросили у эксперта - школьного психолога Юлии Грицаевой.

– При столкновении в сети с грубиянами точно не следует отвечать грубостью, ведь они этого и добиваются. Гнев на несправедливые высказывания в ваш адрес приведёт к трате драгоценного времени и вашей эмоциональной энергии. Если вы лишите своего обидчика внимания, то только выиграете от этого, потому что грубиян не добьётся поставленной цели. Можно выйти из режима онлайн или покинуть сообщество, «тролль» потеряет интерес, потому что он не получает ответа на свои выпады и провокации, и отстанет от вас.

 

Можно ли поставить грубых обидчиков на место? Можно, если у вас есть неопровержимые доказательства обратного. Или если вы приведете аргументы, которые будут подкреплены фактами. Помимо этого, следует чётко и твёрдо формулировать свои мысли, потому что своими нападками оппонент пытается вывести жертву из себя.

Также можно обезоружить грубые нападения, показав своё равнодушие к его словам или ответить на комментарий шуткой, остроумной репликой или просто поблагодарить за высказывания своей точки зрения недружественно настроенного оппонента. Ну а чтобы уберечь подростковую психику от негативных последствий при встрече с «троллем», нужно родителям стать другом своему ребёнку. Чаще общайтесь с подростком, можно рассказать о своём детстве. Делитесь своими воспоминаниями, чтобы ваш ребёнок тоже захотел в будущем поделиться с вами переживаниями, обратиться за советом. Будьте в курсе его повседневной жизни: чем увлекается, с кем общается. Старайтесь по возможности проводить вместе досуг.

Задача родителей не запрещать общаться с каким-то определённым человеком или кругом людей, а подвести подростка к размышлению, кто его окружает. Позвольте ему самостоятельно принимать решения и найдите с ним взаимопонимание. Если ребёнок подвергнется атаке сетевых агрессоров, ему будет легче справиться с этой ситуацией.

Светлана ЕРЁМИНА.

«сетевые тролли», «троллинг», интернет-коммуникации, токсичный пользователь

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Россия»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление