В Ставропольском театре драмы показали историю, как за семь дней из рая можно попасть в ад

Ольга Метёлкина

В минувшую пятницу Ставропольский академический театр имени М. Лермонтова открыл свой 178-й творческий сезон.

Актеры, режиссеры и руководство Ставропольского театра драмы поздравили зрителей с открытием сезона
Ольга МетёлкинаАктеры, режиссеры и руководство Ставропольского театра драмы поздравили зрителей с открытием сезона

Напомним, что сразу же по окончании отпускного сезона театр активно включился в работу. В августе коллектив выезжал на гастроли в Крым. А в сентябре принимал на своей сцене Государственный академический музыкальный театр Республики Крым, с которым было подписано соглашение о культурном взаимодействии.

По традиции перед началом первого в сезоне спектакля актеры труппы и руководство театра вышли на сцену, чтобы поприветствовать зрителей. Исполняющий обязанности директора Сергей Панюков и художественный руководитель заслуженная артистка РФ Ирина Баранникова рассказали о творческих планах на ближайшие месяцы.

До конца этого года, помимо спектакля «Отелло», зрители увидят и другие премьеры: «Три товарища» по роману Эриха-Марии Ремарка, «Деревья умирают стоя» Алехандро Касоны, новогоднюю сказку «Щелкунчик» по сюжету Эрнста Гофмана. В начале 2023 года народная артистка РФ Наталья Зубкова приступит к репетициям пьесы «Единственный наследник» Жана-Франсуа Реньяра, Ирина Баранникова планирует поставить пьесу Алексея Арбузова «Годы странствий», а заслуженный деятель искусств РФ Валентин Бирюков возьмет в работу комедию Рея Куни «Люкс №13».

Начало 178-го театрального сезона в Ставрополе ознаменовалось премьерой. Главный режиссер Орловского академического театра драмы Владимир Хрущев поставил спектакль по пьесе Вильяма Шекспира «Отелло». Владимир Геннадьевич знаком ставропольским зрителям по двум работам: «Визит дамы» по трагической комедии Фридриха Дюрренматта и «Без вины виноватые» Александра Островского.

- Меня всегда волновал важный вопрос: как можно за короткое время потерять то, во что ты верил? – сказал в интервью накануне премьеры Владимир Хрущев. - В самой пьесе у Бьянки есть такой текст: «Но слыханное ль дело? Исчезнуть на семь дней и семь ночей!». И вдруг меня озарило, что это время, за которое Бог создал землю. А Яго за эти же семь дней сумел разрушить то, что создавалось. Всё зыбко в нашем мире. Очень многие темы, которые волновали меня всегда, здесь совпали.

Шекспировская пьеса, написанная более четырех веков назад, по-прежнему остается одной из самых популярных в мире. Накопилось множество стереотипов, связанных с образами персонажей, один из которых – темный цвет кожи главного героя. В постановке Владимира Хрущева его внешние особенности не имеют принципиального значения.

- С цветом кожи мы играть не стали, в наше время было бы смешно мазать артиста ваксой, - отметил режиссер. – Он мавританец, и был вовсе не черным, как оказалось. Самое главное, что он инородный, «понаехавший» в Венецию, человек со стороны. Отелло был наемником, как и Кассио, как и Яго. Это были приглашенные военные, выполнявшие какие–то грязные дела. Мы сделали его несколько иным, чем остальные. Не таким сытым, не таким благополучным, по-своему драматично несчастным. Мне кажется, истина где-то там, а не в цвете кожи.

Зрители увидели в исполнении заслуженного артиста РФ Александра Жукова сурового генерала, имеющего за плечами большой боевой опыт и след одной из рукопашных схваток на лице в виде жуткого шрама. Он многое испытал в своей жизни, и, казалось бы, броня защищает не только его тело, но и очерствевшую душу. Только встреча с юной Дездемоной приносит свет в его привычное существование.

- Это история мужчины и женщины: как за семь дней из рая можно попасть в ад, - говорит Александр Жуков. - Ощущение, что, готовя этот спектакль, мы прожили большой кусок жизни.

Для актрисы Дарьи Симанкиной, которую зрители увидят в образе Дездемоны, это далеко не первая крупная роль. Она уже три года служит в театре. В этом сезоне ей предстоит ввод на роль Катерины в «Грозе» Александра Островского, работа в спектаклях «Брак по-итальянски», «Дон Жуан – любовь моя», «Лики любви» и в премьере «Деревья умирают стоя». Образ Дездемоны удачно совпал с характером, внутренней энергетикой и внешними данными актрисы.

Ольга Метёлкина

Можно только представить, сколько за четыре века было постановок «Отелло», в разных странах, на разных языках. Множество режиссеров пытались разобраться в противоречивой природе человеческих отношений, показанных в пьесе. Почему, к примеру, юная Дездемона предпочла необузданного мавританца внешне привлекательным и более подходящим ей по возрасту Родриго или Кассио? Или как из зернышка подозрения вырастает чудовище ревности?.. Неслучайно актер Евгений Задорожный, исполняющий роль Яго в спектакле, отвечая на вопросы о своем отношении к персонажу, использовал психотерапевтическую терминологию.

- Это ярчайший образ, - отметил Евгений. - В каждом из нас, наверное, есть частичка Яго. Нужно ее достать и, как говорят, закрыть гештальт. Когда играешь таких персонажей, имеющих четкую цель – все разрушить, нужно найти первопричину его мотивации. Нужно быть и адвокатом, и прокурором своего героя. Мне здесь важнее было стать адвокатом Яго, понять его поступок. Было очень интересно.

Образ Яго в процессе развития сюжета претерпевает изменения. Из обычного человека он превращается в настоящего монстра. Никого не убивший своими руками, он, как паук, плетет хитроумную паутину, в которую попадают герои.

Спектакль не перегружен декорациями, но при этом технически сложно организован (художник-постановщик, сценограф – Елена Сорочайкина). «Играют» и полупрозрачные занавесы, и оркестровая яма, и проекционный экран, и надувной батут в форме огромного брачного ложа… Сценическое действие сопровождает живая музыка в стиле рок в исполнении инструментального квартета (музыкальный руководитель постановки Григорий Тюков).

В спектакле обращает на себя внимание интересная работа художника по костюмам Лики Сочкиной. Одеяния персонажей придают сюжету дополнительный символизм. В начале истории они изысканно монохромные, затем – начинают насыщаться оттенками красного, а в финале сцена залита кровавыми полотнищами алых саванов, в которые завернуты герои.

Красный цвет используется и в качестве метафоры. Он появляется в сцене с платком в руках Дездемоны, напоминающий огонек будущего костра жгучей ревности, способного испепелить душу Отелло.

Облаченный в красное Шут в услужении Отелло (актер Константин Маковкин), вместо того, чтобы исполнять свойственные ему обязанности, ведет видео-трансляцию происходящего на большой экран, фиксируя хронику пути к неизбежной развязке. Собственно, и конечный пункт этого путешествия из рая в ад обозначен весьма изобретательно: Шут солдатиком прыгает в огненную бездну. Инфернальная сущность этого персонажа только подчеркивается его тандемом с Яго, который в финале в красном кафтане с густо выбеленным лицом и дьявольским оскалом удовлетворенно наблюдает сверху за результатами собственного злодейства.

В спектакле также играют: заслуженные артисты РФ Борис Щербаков и Игорь Барташ, почётные деятели искусств Ставропольского края Владимир Лепа, Илья Калинин и Георгий Серебрянский, актеры Константин Юрченко, Олег Хомутов, Полина Полковникова, Ясения Фалина и другие.

Ближайший показ спектакля «Отелло» состоится 20 октября.

Ставропольский академический театр драмы имени М.Ю. Лермонтова, 178-й театральный сезон, Государственный академический музыкальный театр Республики Крым

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление