Торговля выходит на улицу. Стильно и по-семейному
Лариса ДенежнаяНынешняя весна, на радость нам, выдалась теплой. И уже в апреле на улицах города появились первые ласточки летнего формата торговли – ларьки с квасом.
Скоро этот «уличный» ассортимент разнообразится, и торговые точки займут свои места согласно «купленным билетам». Для этого их владельцам пришлось пройти серьезный отбор через конкурс. Каким быть новому сезону уличной торговли? На этот и другие вопросы отвечает руководитель комитета муниципального заказа и торговли администрации г. Ставрополя Алексей Ломанов.
– Официально сезон уличной торговли наступает 1 мая. Но ему предшествует серьезная подготовительная работа, задолго до появления первого лотка или летней площадки. Закончилось действие старой схемы дислокации сезонных объектов мелкорозничной торговли. Она действовала в течение трех лет. Это был сложный период. Непростые экономические условия для торговли, более жесткие, с высокой конкуренцией и более низкой покупательной способностью. Эти три года работали, по сути, в тестовом режиме, чтобы понять, в каком направлении проводить оптимизацию сезонной мелкорозничной сети. В течение полугода работали над новой схемой – какой ей быть, сколько нужно торговых точек и какой ассортимент. Все эти моменты обсуждались в рамках рабочих групп при комитете муниципального заказа и торговли. Это работа и отраслевиков, и депутатского состава, и комитета городского хозяйства, и районных администраций, и сотрудников МВД, и жителей города. Собирали предложения, анализировали их. Были обсуждения и жаркие споры. В результате разработали новую схему и фактически открыли новую страницу в эволюции торговли.
– В чем ее главное отличие?
– Федеральный закон дает муниципалитетам право определять «правила игры» нестационарной торговли, устанавливать период и частоту изменений этих правил. Новая схема дислокации сезонных объектов в отличие от предыдущей рассчитана на пятилетний период, то есть до окончания 2020 года. Это даст предпринимателям возможность для долгосрочного планирования, вкладывать инвестиции в модернизацию объектов и создание новых. То есть смелее смотреть в будущее.
Уже в феврале мы провели первые конкурсные процедуры, определили победителей в части организации работы сезонных предприятий общественного питания и продажи прохладительных напитков.
– Что нового в нынешнем сезоне?
– В прошлом году главой администрации города было дано поручение посмотреть на размещение объектов с точки зрения оптимальности их количества. Такой анализ был выполнен. По каждому объекту проведена экспертиза. Есть экспертное заключение градостроителей, архитекторов, коммунальщиков в части выполнения необходимых нормативных требований, интеграции в городскую среду. В рамках этой работы провели корректировку дислокации ранее функционировавших объектов – одни сместили с учетом угла обозрения или перевели в другое место, деятельность других прекратили. Здесь мы учли просьбу жителей, которых не устраивало размещение каких-то торговых точек на конкретной площадке. Таким образом старая схема процентов на 40 модернизирована.
В этом году мы значительно увеличили количество торговых точек по продаже прохладительных напитков. В прошлом сезоне их было 90, в нынешнем – 126. Это и современные вендинговые автоматы, работающие без продавца, и киоски в форме стилизованных стаканов. И если в прошлом году последние представляли продукцию из Кубани – всем известный староминский квас, то сегодня в этом сегменте появился местный игрок, производитель кваса торговой марки «Савелий Опохмелофф» из Изобильненского района. В оживленных местах города жители скоро увидят фирменные киоски-«стаканы» этого предприятия. Первые такие объекты уже устанавливаются.
А вообще, выйти на рынок для новичка – сложный процесс. За этим стоит разработка технической документации на каждый объект, согласование всех служб, подведение электричества и прочее. Производитель кваса «Савелий Опохмелофф» провел маркетинговые исследования для определения мест установки торговых точек в городе, в которых продукция была бы максимально востребована жителями. И эти результаты мы постарались учесть. Несколько объектов уже работают в тестовом режиме.
– Ставрополь уже невозможно представить без летних кафе. Они стали местом встреч, деловых переговоров, семейного отдыха. В нынешних условиях, когда не все смогут провести отпуск за пределами города и страны, наверное, увеличится нагрузка на эти сезонные площадки. Готовы ли они к этому?
– В этом году в Ставрополе появится еще несколько новых современных объектов. Мы разыграли 56 лотов по летним площадкам. В итоге в городе будет размещено свыше ста летних площадок с общим количеством посадочных мест в 11 тысяч, в том числе 35 – в парках культуры и отдыха. Новая площадка, например, появится в ЖК «Вертикаль» в районе ул Тухачевского – Доваторцев. На Комсомольском озере предстанет в новом стиле площадка «Веранда на волне».
По окончании сезона мы определим лучшее летнее кафе. Такой конкурс впервые провели два года назад. Это новая традиция у нас в городе. Основная задача – чтобы сезонные объекты были максимально адаптированы в городскую среду, отвечали всем требованиям, предъявляемым к объектам общественного питания, и при этом имели красивый эстетичный вид. Объекты, несмотря на «временность», не должны портить архитектурно-эстетический облик города.
– Площадки, зона которых огораживалась флажками, ушли в прошлое. Многие сейчас – как будто гостиную перенесли на улицу. Шторы, декоративные подушки, телевизоры, кресла, цветы, кондиционеры. Все – для посетителей, только заходи! Проходя мимо некоторых, я невольно задерживаю взгляд и любуюсь со стороны – ну прямо образцы эстетического вкуса и стиля...
– Все летние площадки у нас работают при стационарных точках общепита. Это основное требование их размещения. А одно из условий – стилистическое единство между стационарным объектом и летней площадкой, чтобы последние были своеобразным продолжением ресторана или кафе. Поэтому здесь используется такая же мебель, посуда, форменная одежда персонала. Ставрополь, кстати, один из первых городов, который принял решение о размещении летних площадок при стационарных точках общепита. Такой порядок действует с 2003 года.
В сегодняшних непростых условиях большая конкуренция в этом сегменте. Она подстегивает предприятия к поиску новых идей, форм. И если раньше «летние» точки были источником проблем, раздражителем и для жителей близлежащих домов, и для водителей проезжающего мимо транспорта, которые жаловались на шум, громкую музыку, то сейчас все довольны. Летние площадки – настоящее украшение города. Количество жалоб на их работу сведено к минимуму, В прошлом году таких было не больше пяти.
Меняется и принципы организации летних кафе. И сегодня многие предприятия ориентированы на организацию семейного отдыха. По выходным в дневное время проводятся детские праздники с приглашением аниматоров. Например, в таких кафе, как «Бабушкины грабли», «У камина», «Веранда» и других.
– Акция «Овощи – к подъезду» и ярмарки выходного дня в Ставрополе стали традиционными. Жители оценили работу такой мобильной торговли и очень внимательно следят за сообщениями в нашей газете, по каким адресам разместятся ее прилавки. Это значит, что в этой работе есть система и плановость. Хотя, как мы знаем, организовать работу этих площадок не так просто. А чего жителям ждать в этом сезоне?
– Что их ожидания не будут напрасными. Под акцию «Овощи – к подъезду» определены 68 площадок. Мы уже заключили 43 договора с хозяйствами края на поставку продукции. Подписаны соглашения о поставке сельхозпродукции с СПК «Сады Ставрополья» и партнерством овощеводов Ставропольского края, ООО «Западное», СХП «Новозаведенское» и другими. С некоторыми хозяйствами у нас сложились долгосрочные партнерские отношения. Такое сотрудничество налажено с СПК колхоз «Волна» Шпаковского района, «Благодарненский» Благодарненского района, племзавод «Ставропольский» Изобильненского района. Появились на рынке и новые игроки – это ИП Чуриков П.П. Изобильненского района и Бурым Г.Н. Красногвардейского района.
В рамках импортозамещения количество посевных площадей в крае увеличивается. Это – одна из составных частей стратегии минсельхоза. Если раньше мы ориентировались в основном на ввозимую продукцию, то сейчас уже другие возможности для удовлетворения внутренних потребностей жителей в местных фруктах и овощах.
Конечно, хозяйствам проще продавать свою продукцию на поле. Но с учетом сложности хранения овощей и фруктов, их переработки предприятия и фермеры заинтересованы в том, чтобы быстрее продать урожай.
В этом году ярмарки выходного дня в Ставрополе начали работать с февраля, в прошлом году – с марта. А с мая еженедельно они будут проводиться по двум адресам в разных районах города. Предпраздничная, например, пройдет в нынешнюю субботу на ул. Доваторцев, 13.
Схемой также предусмотрено 63 площадки для размещения специализированных автомобилей по реализации живой рыбы. Два года назад их было 41.
Пользуясь случаем, хочу поздравить горожан с 1 Мая и светлым праздником Пасхи. Приятных всем покупок и выходных!