Сказочная Алиса и философ

Ольга Богатеева

«Первым совместным выходом на суд зрителя» назвали супруги, известные на Ставрополье художники Олег Калайтанов и Наталья Литосова, свою пока единственную общую экспозицию в выставочном зале Союза художников в Ставрополе.

Супруги Наталья и Олег.
Супруги Наталья и Олег.

Живописец, член Союза художников России и творческого Союза художников 53-летний Олег Калайтанов в своем деле большой мастер. Работы Олега Николаевича находятся в частных коллекциях по всему миру. Двадцать лет он руководил объединением художников Юга России «Колесо», в которое входят более 35 творческих личностей из Дагестана, Осетии, Чечни, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Адыгеи, Ставропольского и Краснодарского краев.

 

Соединили несоединимое

На презентации выставки собралось огромное количество друзей супружеской пары и истинных ценителей прекрасного.

«Для меня это определенный этап моего творчества, долгое время в этом выставочном зале я не показывался, – рассказал «Вечерке» Олег Калайтанов. – В такой коллаборации (совместном проекте двух людей) с художником, моей супругой Натальей Литосовой, получилась эклектичная ситуация, характеризующаяся внутренне несоединимыми элементами. У нее свой жанр, у меня совершенно другое видение. И мы попытались в этой выставке соединить именно концепцию современного искусства, ощущения современного мира через призму своей сублимации как художников».

На выставке представлено около 30 работ Олега Калайтанова и примерно 20 картин Натальи Литосовой. Глава семьи рассказал, что многие работы сейчас находятся в других локациях за рубежом. В частности, это штат Флорида в США, город Сент-Луси. Там проходят их персональные выставки.

У многих зрителей в тот февральский вечер возникал вопрос: как отличить работы двух художников?

Работа Натальи Литосовой из серии «Город русских моряков».
Работа Натальи Литосовой из серии «Город русских моряков».

«Мои самые яркие, Натальи – более концептуальные. Так как мы разные, то поддерживаем друг друга, – поделился Олег Николаевич. – Наташа – больше визуал в искусстве, она ближе к академическому реализму, улавливает моменты современной тенденции».

Как истинный джентльмен в первую очередь он решил больше рассказать о картинах супруги: «У нее есть серия работ по достопримечательностям. В данное время мы не можем путешествовать по ряду причин – из-за ковида и т. д. Но мы видим соцсети и можем побывать в любой локации мира. Наташа придумала такую серию. У меня более абстрактная, экспрессивная, цветовая живопись, потому что цвет как эмоция меня как художника всегда будоражит. Насколько всё это у нас получилось – мне трудно давать оценку. Пусть это делают зрители, профессионалы, искусствоведы, которые могут определить тенденции в моем творчестве».

 

Иммунитет для художника

Олег Николаевич признался, что в живописи он вдохновляется любовью к жизни, путешествиями, новыми людьми, местами, впечатлениями. Признался, что это поднимает ему иммунитет, в том числе художественный. Коренной ставрополец с удовольствием вспомнил свою первую картину и малую родину:

– Маленьким я был у мамы на работе (мои родители – медики), сидел и рисовал композицию «Космос». Помню, как первый раз изобразил ракету, огонь. Потом я всё время где-то что-то рисовал: на бумажках и т. д. Затем благодаря папе и маме получил возможность познать этот мир искусства. Годы отрочества, с 1-го по 10-й класс, я прожил в восточном городе Нефтекумске, очень красивом, интересном. Когда восходит луна и садится солнце – мы всегда это видели. Оттуда потихоньку начался такой воспитательно-образовательный процесс. Степи, рыбалка, друзья – безусловно, это мечта, романтика. В те времена у нас не было ничего электронного, происходило живое общение. Потом я переехал в Ставрополь, поступил в художественное училище (окончил с красным дипломом. – Авт.). Я и сейчас продолжаю учиться дальше, посмотрим, что из этого выйдет.

Молодая художница Наталья Литосова волею судьбы попала в движение «Колесо», где и познакомилась с будущим супругом.

«Там мы вместе как бы «росли» творчески – на пленэрах», – сказал Олег Николаевич.

Многие критики отметили, что выставка интересная и необычная в своем понимании. Наталья Владимировна считает ее своеобразной репетицией перед более масштабной весенней экспозицией в столице.

«Я последнее время очень менялась в своем творчестве. Здесь представлено несколько серий работ, которые меня очень сильно волновали. И сейчас, увидев на стенах выставочного зала свои картины, отклик зрителей, я стала немного по-другому воспринимать эти работы. Теперь знаю, куда мне двигаться дальше», – поделилась художница.

А далее она раскрыла планы:

– Мы только готовимся к мощному проекту в Москве, который пройдет с 31 марта по 4 апреля. Давно не участвовали в таких масштабных выставках. Но регулярно проводим выставочные дуэты в Нарзанной галерее Кисловодска. Сегодня как раз представлены работы, которые создавались для Москвы. В Ставрополе мы обкатываем выставку – готовим концепты, специальные тексты. Наш ставропольский зритель – невероятно тёплый, отзывчивый, и сейчас мы немного окрылены своим успехом.

 

Все картины излучают любовь

Кто-то может подумать, что именно муж научил Наталью рисовать. Но нет, у нее был свой путь, и она о нем рассказала нашим читателям:

– Олег никогда меня не учил каким-то прикладным вещам: как держать кисточку, накладывать мазок, как смешивать краски, для этого были другие учителя, которые меня воспитывали, учили в университетах, художественной школе. А Олег – он всегда учил искусству жить и видеть, жить так, чтобы быть художником – то есть каким-то более глубинным, философским категориям. Он просто заворожил меня своей энергетикой. Я могу сказать, для меня это такой пульсар, потому что муж меня невероятно вдохновляет, стремительно движется вперёд в своем творчестве. Я, конечно, нахожусь под его влиянием, большую роль здесь играет любовь, потому что все наши картины её излучают. В некотором смысле это секрет моего успеха. Для вдохновения большое значение имеет пленэр. В «Колесе» у нас была традиция – каждый год в осеннее время выезжать в горы Кавказа, сейчас мы покоряем Крым. Этот диалог с природой, который мы организовываем каждый год, несказанно вдохновляет, как и путешествия. У меня очень важная тема – старинные предметы. Была даже целая серия картин «Дорожный альбом» – старых железных авто, где-то обветшалых. Такая любовь к железу у меня связана с отцом. Я была абсолютно папиной дочкой, он много времени проводил в гараже, а я приходила к нему. Такая привязанность: как только касаюсь этой темы на холсте, сразу вспоминаю папу. Приходит светлая грусть, во мне таким образом живёт память о нём.

Дама с собачкой на выставке.
Дама с собачкой на выставке.

В персональном проекте Натальи Литосовой «Дорожный альбом» действительно неживые механизмы обрели душу. Это старые, военных лет сборки автомобили, тракторы, дрезины и другая дорожная техника. Любовь к железу у художницы проявилась и в новых картинах: так, она изобразила линии электропередачи.

Зрители на открытии выставки Калайтанова и Литосовой подметили: «Этой энергетике, которая у них выплескивается, нужно завидовать и к ней нужно стремиться».

Именитый коллега супругов Александр Горбиков, удостоенный в 2022 году ежегодной премии губернатора Ставропольского края в области культуры и искусства, дал свою оценку: «Чудные работы, энергичные, свежие, цветные. Даже если по выставке ходить и молчать, работы сами будут говорить. Главное – не останавливаться и двигаться к вершинам творчества».

Кстати, авторы придумали свою «фишку»: около некоторых работ разместили блокнотики с ручкой, чтобы зрители тоже проявили креатив и придумали им название.

Посетители с удовольствием придумывали названия к картинам.
Посетители с удовольствием придумывали названия к картинам.

Оригинально высказались и кураторы будущей московской выставки, иногородние гости. Руководитель галереи живописи Выставочного зала Кисловодска Виктор Жекас так отозвался о семейном дуэте:

– Они работоспособны, они в поиске, они задумываются над той проблематикой, когда сегодняшняя социальная жизнь на весах: кому-то хорошо, кому-то плохо. Такие вещи мы тоже обсуждаем, и показать это на холстах – большая смелость этих художников. Олег Калайтанов открыл для меня мир современного искусства. И всё, что он здесь показывает, это глубокие переживания, которые возникли у него не на пустом месте, а в процессе общения. Это, можно сказать, картинка мира, который сейчас существует.

А искусствовед Вадим Гаврин (г. Москва) увидел прекрасную половину творческого дуэта в образе сказочной героини: «Настоящий живописец должен соблюдать правила жанра, а не устраивать наукообразный разбор своих работ. Он должен побуждать к желанию делиться впечатлениями. Насколько созерцательно, очень внимательно, по-доброму относятся они оба к жизни. Наташа для меня – продолжение архитипа девочки Алисы, которая зачарована флёром каждого момента, эпизода жизни, отражает его в картинах и получает удовольствие. Человек знает, что он знает, и человек знает, что он узнает. Находится в этой сложной системе зеркал и чувствует себя в ней очень органично. Это в том числе влияет и на коммерческий успех».

Посетить экспозицию можно по 14 марта в Ставропольском краевом отделении Союза художников России.

Фото автора и Александра Плотникова.

Союз художников России, Наталья Литосова, художественная персональная выставка, Олег Калайтанов, искусство, Ставрополь, художники

Другие статьи в рубрике «Главное»

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление