Лицо без гражданства

Лариса Денежная

Григорий Поляков (фамилия и имя изменены), русский по рождению, десять лет пребывает в статусе «лица без гражданства». Сколько еще продлится это состояние, не знает никто.

Есть разные документы, переписка, но нет паспорта., Заключённый
Лариса ДенежнаяЕсть разные документы, переписка, но нет паспорта.

Мой герой – один из тысяч горемык, которые до сих пор маются в надежде, что страна признает их своими гражданами. Одна из причин этого – трудности с предъявлением различных бумаг, доказывающих принадлежность к России. Для Григория Полякова этим камнем преткновения стало свидетельство о рождении, дубликат которого он не может пока получить. Ситуация – нестандартная. Именно эта «нестандартность» не вписывается в регламент, который неукоснительно соблюдают чиновники и работники миграционной службы. А Григорий Поляков уже десять лет вынужден ходить по замкнутому кругу. «Я – ноль без палочки. Я – никто и звать меня никак», – в сердцах говорит он.

Человек, которого как бы нет

В 2003 году Григорий Поляков вышел из мест заключения по УДО, где провел долгих десять лет. Оказавшись за воротами исправительного учреждения, он ощутил пьянящий воздух – весны и долгожданной свободы. Иди – куда хочешь, делай – что хочешь. И здесь – как удар под дых – отрезвление: а куда идти? Кто его ждет? Ни дома, ни семьи. За время отсидки он потерял все. Бывшая супруга вышла замуж. Дом – бабушкину хатенку, куда они переехали в Изобильненский район из Казахстана, где русские оказались после развала Союза никому не нужны, – продали. На руках – только справка об освобождении, трудовая книжка с пенсионным страховым свидетельством и 150 рублей «выходного пособия» в кармане. О том, что в личном деле не оказалось «серпастого» (его потеряли во время следствия), он узнал за полчаса до того, как оказался за воротами тюрьмы. О восстановлении документа личности в местах заключения не позаботились. Григорий тогда не думал, чем обернется для него отсутствие главного документа, без которого на воле многие двери закрыты. Выпустили досрочно. Почти пять лет «скостили». «Придираться» к паспорту – быть неблагодарным. Здесь одно желание – оказаться подальше от стен тюрьмы. Пусть даже с неясной перспективой.

Григорий тогда не осознавал, что восстановить паспорт гражданина страны, которой уже нет, невозможно. А первые шаги в этом направлении преподносили всяческие «сюрпризы», отдалявшие его от цели. Еще не завели дело по утрате паспорта, как выписали штраф за нарушение паспортно-визового режима. Заметим, это на человека, который вышел из мест заключения и еще не заработал себе даже на прокорм и крышу над головой. Позже выяснилось: по халатности сотрудников ЗАГСа Казахстана, где Г. Полякову выписывали свидетельство о рождении в связи с усыновлением, по месту рождения в город Сочи не пришел очень важный документ, вносящий изменение в актовую запись о перемене фамилии и отчества. Из-за этой ошибки возникнет еще одна проблема. С одной стороны, есть правовое основание для получения российского гражданства в упрощенном порядке – россиянин по рождению. А с другой – этого права нет. Потому как в Сочи родился человек под другой фамилией. И теперь для оформления дубликата свидетельства о рождении нужны дополнительные доказательства и документы. Два из них из Казахстана, путь которых в Россию после прохождения всех инстанций – очень длинный.

Когда мы обратились в краевую миграционную службу по делу Г. Полякова, первый вопрос, который нам задали: что оный делал все эти десять лет. Ведь за это время могли прийти нужные бумаги из Казахстана. Могли. Если бы сотрудники тогда еще паспортно-визовой службы Изобильненского РОВД добросовестно отнеслись к своим обязанностям. После двух лет ожидания (как объяснили Г. Полякову, ответ на запрос из Казахстана идет долго) выяснилось, что заведенное дело «ушло» вместе с уволенным сотрудником. Пришлось снова собирать бумаги. На этот раз Г. Полякова вновь озадачили: нужно подтверждение о том, что он не является гражданином Казахстана. Как получить этот документ? Полякову дали понять, что это его забота.

Прибыть в посольство другого государства – нужен паспорт для пересечения границы. Получается, человека обрекли на заведомо невыполнимую задачу. Не помогли даже советом. Мы попытались помочь Г. Полякову, выйдя на сотрудников консульства Казахстана в Астрахани. Однако, как нам разъяснили, для отправки запроса в бывшую братскую республику необходим личный приезд Г. Полякова и заполнение необходимых документов с уплатой консульского сбора (кстати, для безработного человека немалого). Дальше – больше. Возобновить процедуру получения гражданства, как выяснилось позже, Г. Поляков сможет только после погашения судимости. А это – долгих восемь лет. В статусе лица без гражданства, а значит, без прав. Без права устроиться на работу, без права получать бесплатно медицинскую помощь. Без права передвигаться по стране – куда без паспорта уедешь? Да что там по стране – по городу. Сколько раз Григорий, завидев вдали милицию, обходил ее стороной – вдруг спросят удостоверение личности.

Не буду описывать, как жил Г. Поляков все эти десять лет. В нашей стране такие «нестандартные» ситуации не вклиниваются ни в одну государственную программу. Потому что они рассчитаны на граждан, а не лиц без гражданства. На лиц, имеющих документ и прописку. Для программы трудоустройства и обучения вернувшихся из мест заключения, например, – тоже.

«Мы – не буквоеды. Есть закон»

Больше двадцати лет прошло, как великая держава распалась на самостоятельные государства. Увы, но до сих пор тысячи людей, проживая в разных уголках России, не являются ее гражданами по юридическому статусу. Немало таких и в нашем крае. По разным причинам.

В день моего визита в краевую миграционную службу, на прием к начальнику отдела по вопросам гражданства Светлане Беловой обратился представитель азербайджанской диаспоры по поводу гражданства женщины, прибывшей из этой бывшей советской республики в Новоалександровский район еще в 1998 году. Российский документ личности, как оказалось, в ее семье был только у мужа. У детей (а сын по возрасту уже должен иметь паспорт) – свидетельства о рождении, выданные в Азербайджане. Сразу возникает вопрос: чего ждала женщина все эти годы, как обходилась без российского паспорта?

С.Белова разъяснила: нет никаких препятствий с получением гражданства. Закон говорит: если один из членов семьи – гражданин России, то другие могут получить гражданство в упрощенном порядке. Нужно подтвердить факт проживания на территории района. Дети здесь учились в школе, значит, будет справка. Сельская администрация также может подтвердить факт проживания. Что мешает собрать эти документы?

– В 99 процентах случаев причина того, что кто-то из давно живущих в нашем крае до сих пор не получил гражданство, – бездействие самого человека, – говорит С.Белова. – Не утруждают себя сбором документов. Зато хотят сразу паспорт получить. Лишь в единичных случаях нужно наше вмешательство с направлением запросов для получения каких-то дополнительных сведений о человеке. Особенно это касается граждан бывшего СССР. Они считают, что проходить процедуру приема в гражданство – не обязательно. Ведь они состояли в гражданстве СССР. Многие считают: раз гражданство другой страны не принимали и давно уехали из нее, значит, автоматически считаются гражданами России. Однако это не так. Определение гражданства другого государства – в компетенции этого государства. У каждого на этот счет есть свои законодательные акты. В Казахстане, например, есть такая норма, как «утрата гражданства». Если, человек длительное время не проживает на территории этой страны – он уже лицо без гражданства. А другие государства, например, Армения, Грузия, продолжают считать таких людей своими гражданами.

Нас часто обвиняют, что мы – буквоеды. Но мы не можем переступить закон.

За каждым делом – судьба

Светлана Белова рассказала случай, когда за получением гражданства к ним обратился мужчина 1936 года рождения. И это был его первый в жизни паспорт. Мужчина при этом родился на Ставрополье, всю жизнь здесь прожил. Ему даже каким-то немыслимым образом начислили пенсию. Хотя этот случай – скорее исключение, а не норма.

Чаще всего возникают проблемы, когда в документы закрадывается ошибка или каких-то важных бумаг не хватает.

– Вот сколько дел, и за каждым  – чья-то судьба, – показав взглядом на папки, рассказывает С. Белова. – И мы получаем моральное удовлетворение, когда кому-то помогаем. Вот буквально вчера звонила женщина из Великобритании, не могла сдержать слезы – благодарила нас за помощь. Для получения нашего загранпаспорта, срок действия которого закончился, нужно было подтвердить, что она является гражданкой России. В консульстве ее направили к нам. Тяжелая была ситуация. Перед отъездом в Великобританию женщина продала дом, новые хозяева позже продали его другим. В новой домовой книге, конечно же, – никаких сведений о первом собственнике. Пришлось искать другие подтверждения – сведения из школы, где училась женщина, и подтверждающие ее проживание на территории края. Мы проверили эти данные, отправили в посольство. Позже его специалисты дали женщине положительный ответ.

Или вот другой случай. Обратился мужчина – документов нет, на работу устроиться по этой причине не может. Нет и средств к существованию. Сам родился в Осетии. Потом переехал в Грозный, где во время первой чеченской войны были утрачены все его документы. Нужно было установить личность, факт проживания на 6 февраля 1992 года, который позволяет признать его гражданином России. Нам удалось доказать. Созвонились с Северной Осетией (благо это Россия, все-таки проще), получили форму № 1, пришла актовая запись о рождении. Личность установили. Потом нашли другой след – мужчина проходил срочную службу в армии, что нашло отражение в документах военкомата Изобильненского района. Правда, никто не мог подтвердить факт его проживания в Осетии на 6 февраля 1992 года. Мы вышли на ФМС России, и по совокупности документов было принято решение об установлении гражданства.

Бывают ошибки в фамилии, дате рождения. Если они допущены паспортно-визовой службой СССР, то, как отметила С.Белова,  – их никак не исправить, потому что нет этого государства. Если виноваты органы ЗАГСа – ошибки можно устранить, вплоть до обращения в суд. Бывает и утрата документов о перемене каких-то данных. Так что ситуация, как у Полякова, – не единичная.

«Нет безвыходных ситуаций. Есть просто отчаявшиеся люди. Не надо опускать руки», – об этом часто говорит посетителям С. Белова.

Свет в конце туннеля

Сейчас Г. Поляков вновь занимается сбором документов. Главная препона – все та же, отсутствие свидетельства о рождении. В августе 2013 года органами ЗАГСа были направлены запросы, в том числе в Казахстан. Пока из последнего ответа не пришло. Правда, забрезжил свет в конце туннеля. И эту надежду дали сотрудники краевой миграционной службы.

Светлана Алексеевна Белова заверила: проблем в получении гражданства у Г. Полякова нет. Нужно только собрать некоторые документы. Конечно, процесс этот длительный. Светлана Алексеевна пообещала содействие в их получении. И первый шаг был сделан – ведомство направило запрос в Казахстан по месту получения Г. Поляковым «серпастого» паспорта для последующей выдачи временного удостоверения личности. Возможно, в ближайшем будущем еще один житель края, русский по рождению, расстанется с обидным статусом «Лицо без гражданства» и обретет долгожданные права гражданина России. «Страна своих не бросает». Не так ли? 

Заключённый

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление