Ставропольская филармония организовала грандиозный онлайн-концерт «Страсти по роялю»

Татьяна Даниелян

В ночь с 3 на 4 ноября на сайте Ставропольской государственной филармонии в программе онлайн-концерта меломаны имели возможность услышать игру прекрасных музыкантов.

Художественный совет филармонии и её директор Лариса Конева поддержали идею музыковеда Татьяны Диевой посвятить королевскому инструменту большой концерт и назвать его «Страсти по роялю». Аргументация была очень убедительной: наличие в зале филармонии рояля фирмы «Steinway» и желание собрать в проекте ставропольских пианистов разных поколений, откликнувшихся на предложение участвовать в акции «Ночь искусств».

Татьяна Диева привлекла для участия в проекте музыкантов разных поколений, живущих в Ставрополе, связалась с теми, кого судьба увлекла в другие города и страны. Они прислали видеозаписи с рассказами и игрой на рояле, а мы имели счастье с помощью звукорежиссёров Михаила Пянзина, Александра Стингина, Павла Крассы и режиссёра монтажа Андрея Белова присутствовать на этом грандиозном концерте, который открыла интересным рассказом лауреат международного конкурса «Надежды, таланты, мастера» (Болгария) солист и концертмейстер Ставропольской государственной филармонии Ольга Козырева.

Выпускница Ставропольского краевого колледжа искусств (преподаватель С.С. Скрипникова) и Астраханской консерватории (класс профессора С.А. Усольцева) после исполнения фрагмента пьесы Р. Шумана «Порыв» объяснилась в любви к роялю, которому посвятила свою жизнь, и поведала историю его создания. Более 300 лет назад в итальянском городе Флоренция мастер Бартоломео Кристофори сделал первое фортепиано (в переводе с итальянского — «громко» - «тихо»), но тогда не всем музыкантам понравился звук нового инструмента. После нежного звенящего клавесина трудно было привыкнуть к открытому и более громкому звучанию фортепиано. Прошло много лет, прежде чем после многочисленных изменений рояль прочно утвердился на сцене и стал поистине королевским инструментом. Рассказ Ольги сопровождал видеоряд с изображением роялей, начиная с первого, созданного Б. Кристофори. Мы увидели инструменты, на которых играли Ф. Лист, Ф. Шопен, С. Рахманинов, Н. Рубинштейн, М. Глинка и П. Чайковский. Поразили своим видом рояли, созданные мастерами ХХI века, похожие на замысловатые космические конструкции. Своей игрой Ольга Козырева доказала, каким многогранным и богатым может быть звучание рояля. Конечно, в первую очередь это зависит от мастерства исполнителя. В пьесе «Кукушка» французского композитора Л. Дакена Ольга добилась лёгкого клавесинного звучания. Взволнованная откровенность наполнила композицию Ф. Листа «Грёзы любви», передающей самое красивое чувство, на которое способен человек. Лирично и полётно прозвучал Вальс №10 польского композитора Ф. Шопена, на смену которому пришёл весенний аромат восхищения красотой русской природы в пьесе «Апрель. Подснежник» П. Чайковского из альбома «Времена года». Завершила своё выступление О. Козырева глубоким философским размышлением в «Музыкальном моменте» e–moll С.Рахманинова.

Настройщик концертного рояля Steinway, педагог и пианист Александр Шипотовский.
Настройщик концертного рояля Steinway педагог и пианист Александр Шипотовский.

Следует заметить, что не каждая филармония имеет концертный рояль фирмы «Steinway». Нам — повезло. Хранителем и настройщиком уникального инструмента стал известный педагог и пианист Александр Шипотовский. Он продемонстрировал фрагмент настройки, помузицировал и увлечённо рассказал о знаменитой фирме, отметившей в апреле 2020 года своё 140-летие. Она располагается в Нью-Йорке и дала жизнь почти 600000 инструментам, которые считаются одними из лучших в мире. Кстати, в этой фирме работает настройщиком наш земляк Евгений Федющенко — обладатель уникального абсолютного слуха, в былые годы — ученик детской музыкальной школы №2 Ставрополя в классе прекрасного педагога — виолончелиста А.П. Бреймана. Вполне возможно, что филармонический рояль впервые настроил Женя. Сейчас директор филармонии Лариса Конева имеет возможность приглашать на гастроли лучших пианистов мира, которые с радостью откликаются и приезжают в Ставрополь.

В числе лучших есть и наши музыканты, взращённые в музыкальных школах Ставрополья талантливыми педагогами. Почти полвека работает в детской музыкальной школе №1 Ставрополя заслуженный работник культуры России Людмила Даниловна Тихомирова. Музыкальное образование она получила на Дальнем Востоке. Много лет концертировала, аккомпанируя хору Благовещенска. Как преподаватель по классу фортепиано она состоялась в Ставрополе. Её педагогические достижения отмечены высокими наградами — победитель Всероссийского конкурса «Лучший преподаватель детской школы искусств» в 2014 году, Гран-при краевого конкурса среди преподавателей школ дополнительного образования в 2018 году. Педагогическое кредо Людмилы Даниловны — увлечь маленького ребёнка в мир музыки и зажечь любовь к роялю. Из маленькой искры в душах учеников разгоралось яркое пламя желания учиться играть на этом иструменте. Многие выбрали путь профессионального музыканта и разлетелись по планете.

Юный пианист Елисей Мысин.
Юный пианист Елисей Мысин.

Трёхлетний Елисей Мысин пришёл в класс Л.Д. Тихомировой следуя по стопам своей старшей сестры. Теперь «маленького принца» - финалиста Всероссийского телевизионного конкурса «Синяя птица» знает вся Россия. Лауреат многочисленных престижных конкурсов сейчас учится в Центральной музыкальной школе при Московской государственной консерватории имени П. Чайковского в классе профессора Н.В. Трулль. Елисей активно концертирует и успешно занимается композицией. Юного музыканта поддерживает народный артист России всемирно известный пианист Денис Мацуев. В ночном концерте прозвучали фрагмент Концерта №3 D-dur В.Моцарта для клавира с оркестром (каденция Елисея Мысина) и пьеса Э. Грига «Шествие гномов».

Ещё один ученик Л.Д. Тихомировой — Эмиль Волков также стал участником проекта «Синяя птица». Свой рассказ он назвал «Страсти с роялем», потому что учится укрощать инструмент, сравнивая себя с дрессировщиком, подчиняющим своей власти дикого зверя. Вспомнил переживания и горькие слёзы в первом классе, когда учил пьесы «Болезнь куклы» и «Похороны куклы» из «Детского альбома» П. Чайковского, поиски лихого темпа в «Камаринской» и восточного колорита в пьесе «Дервиш» В. Ребикова. Эмиль - лауреат многих конкурсов, участник III Всероссийского телевизионного конкурса юных талантов «Синяя птица», обладатель именной стипендии губернатора Ставропольского края, стипендиат Ассоциации лауреатов Международного конкурса имени П. Чайковского. Дважды Эмиль Волков был приглашён на открытия II и III Международных фестивалей «Мариинский Владикавказ» под патронажем народного артиста России Валерия Гергиева. В этом году Эмиль стал кадетом Ставропольского президентского училища и продолжает занятия в ДМШ №1 в классе Л.Д. Тихомировой. В исполнении Э. Волкова прозвучала «Фантазия» d–moll В.Моцарта.

Солирует юная пианистка Анастасия Федченко.
Солирует юная пианистка Анастасия Федченко.

О своём многолетнем «романе» с роялем рассказала известный педагог заслуженный работник культуры России, победитель 1-го городского конкурса преподавателей детских музыкальных школ «Лучший по профессии» Татьяна Глебовна Обабко. С благодарностью она говорила о своих учителях — Т.Н. Коптевой, в классе которой были сделаны первые шаги в мир музыки, и И.П. Алексеевой, у которой продолжила образование в Ставропольском музыкальном училище. Диплом Пятигорского государственного института иностранных языков позволил Татьяне Глебовне создать в 2009 году студию «Английский и музыка», где дети одновременно овладевают английским языком и учатся играть на музыкальных инструментах. Ученики студии неоднократно становились лауреатами конкурсов в Италии, Франции, Австрии, Финляндии, Москве, Санкт-Петербурге и других городах России. В проекте «Ночь искусств» участвовало трио «Анастасия». Три Настеньки - Пескова, Федченко и Скворцова - объединились в шестиручный ансамбль и сыграли пьесы «Romantik song» М. Шмитца и «В пещере горного короля» Э. Грига. Утром 4 ноября 2020 года Т.Г. Обабко получила приятное известие - трио «Анастасия» стало победителем в онлайн-конкурсе «Искусство ХХI века» в итальянском городе Лониго. Татьяна Глебовна рада успехам своей ученицы Анастасии Федченко, успевшей в свои 10 лет стать лауреатом многих конкурсов. Искусству девочки рукоплескали в Москве, Казани, Баку, Нью-Йорке, Вене и других городах. Настя была участницей телевизионного шоу «Лучше всех!». Она не представляет жизни без музыки и делает первые шаги на композиторском поприще. Юная пианистка уверена, что «нас музыка учит любить!».

Для «Ночи искусств» Настя представила запись Концерта f–moll для клавира с оркестром И. Баха, который она исполнила в феврале этого года на III Международном конкурсе «World Harmony» в Баку в сопровождении Азербайджанского камерного оркестра имени Кара Караева.

Старшим по возрасту в рубрике «Юные пианисты Ставрополья» был Сергей Давыдченко. Уроженец станицы Александрийской Ставропольского края искусству игры на фортепиано учился на подготовительных курсах краевого музыкального колледжа имени В. Сафонова в классе почётного работника культуры Ставропольского края Т.Б. Левадной. Победителю многочисленных конкурсов, где он неизменно получал Гран-при, особенно дорог приз зрительских симпатий и высшая награда — «Золотой Щелкунчик» в номинации «фортепиано» ХVII Международного телевизионного конкурса юных музыкантов в 2016 году. Сейчас Сергей учится в 10-м классе специальной музыкальной школы при Ростовской государственной консерватории имени С. Рахманинова в классе заслуженного деятеля искусств России С.И. Осипенко. Он убеждён, что рояль — шедевр, созданный Богом руками человека, поэтому ему подвластна передача огромного спектра эмоций. Пользуясь возможностью, Сергей выразил большую благодарность губернатору Ставропольского края В.В. Владимирову и министру культуры Т.И. Лихачёвой за поддержку молодых музыкантов. В Прелюдии B–dur C. Рахманинова талантливый пианист эмоционально передал накал страстей в пьесе гениального композитора.

В рубрике «Слово нашим пианистам» были представлены взрослые музыканты, получившие начальное музыкальное образование на Ставрополье. Гордостью семьи Румянцевых стал Владимир, названный в честь деда Владимира Борисовича — мультимузыканта, преподавателя Ставропольского музыкального училища, передавшего талант сыну Олегу и внуку Владимиру.

Главный пианист Национального балета Америки Владимир Румянцев.
Главный пианист Национального балета Америки Владимир Румянцев.

Хорошо помню переполненный зал Дворца профсоюзов, в котором состоялся концерт отца и маленького сына, где мне поручили роль ведущей. Олег и Вовочка (для меня он всегда будет Вовочкой) играли по очереди соло, а потом дуэтом. В зале на почётном месте сидела замечательный педагог Е.С. Серебрякова — первый учитель отца и сына. После окончания ДМШ №1 Володя продолжил образование в музыкальной школе — десятилетке имени Гнесиных (преподаватель М.С. Хохлова), затем в Московской государственной консерватории в классе профессора С.Л. Доренского. Владимир стал золотым призёром Первого телевизионного конкурса «Щелкунчик» в 2000 году, победителем конкурса имени М.Глинки, фестиваля в Лос-Анджелесе, стипендиатом фонда «Новые имена». Сейчас он живёт в Нью-Йорке, работает главным пианистом Национального балета Америки (многие балеты идут в сопровождении рояля) и приглашённым пианистом Мариинского балета.

Исполнение Восточной фантазии «Исламей» в проекте «Страсти по роялю» Владимир посвятил памяти отца О. Румянцева, два года назад ушедшего из жизни.

Лауреат международного конкурса имени Д. Кабалевского (г. Самара) Владислав Калашников впервые прикоснулся к волшебным клавишам рояля в ДМШ №1 Невинномысска в классе преподавателя Л.В. Пащенко. Профессиональное образование продолжил в Ставропольском краевом колледже искусств на отделении «Музыкальное искусство эстрады» под руководством известного педагога О.Н. Щербина. После окончания Саратовской консерватории имени Л.Собинова в классе народного артиста РФ профессора А.М. Тараканова работает в Саратовской областной филармонии. В своём рассказе он был краток, сказав: «Рояль — моя жизнь!». Богатую гамму чувств — страсть, любовь, грусть и нежность - пианист выразил в Сонате-фантазии по прочтении Данте композитора Ф. Листа.

Лауреат международных конкурсов пианист и композитор Тимофей Мухортов в настоящее время активно концертирует в городах России и странах Европы. Он безмерно благодарен своим учителям Е.С. Серебряковой в ДМШ №1, И.П. Алексеевой в СККИ и профессору С.Я. Вартанову в Саратовской консерватории. Тимофей посетовал на то, что приходится общаться с публикой в онлайн-формате, и выразил надежду на скорое окончание коронавирусного кошмара и встречу с любителями классической музыки в концертном зале. Подарком Тимофея стали две Сонаты для клавира F–dur и D–dur итальянского композитора Д. Скарлатти.

Ирина Матвеева (Irina Voro) — профессор Кентуккского университета (США).
Ирина Матвеева (Irina Voro) — профессор Кентуккского университета (США).

Интересно сложилась судьба Ирины Матвеевой. Получив свидетельство об окончании ДМШ Зеленокумска в классе преподавателя Е.И. Статс, Ирина приехала в Ставрополь и поступила в СККИ в класс Р.К. Тельновой. Затем училась в Саратовской консерватории у педагога М.Л. Христиансена. Полученные знания дали Ирине возможность стать аспиранткой Монреальского университета, где её учили профессора Натали Пепе и Клод Савар. Сейчас Ирина Матвеева (она же Irina Voro) — профессор Кентуккского университета (США). Став известным педагогом, она проводит мастер-классы во многих странах мира и сетует, что до сих пор не получилось сделать этого в Ставрополе. Ученикам она советует в каждом произведении искать историю. Эпиграфом к композиции «Bassoostinato» Р. Щедрина, прозвучавшем в исполнении И. Матвеевой, стали её мудрые слова: «Бороться — значит жить!».

Солист филармонии Сергей Захарченко и концертмейстер Ольга Козырева.
Солист филармонии Сергей Захарченко и концертмейстер Ольга Козырева.

Рояль в первую очередь - сольный инструмент. Но, согласитесь, трудно представить пение вокалиста без поддержки королевского инструмента, который также стал равноправным участником и в камерной музыке. Об этой ипостаси рояля рассказала концертмейстер Ольга Козырева, и затем прозвучала песня «Мельник и ручей» из вокального цикла «Прекрасная мельничиха» Ф. Шуберта в исполнении солиста филармонии Сергея Захарченко. Деликатный аккомпанемент изображал журчание ручья, на фоне которого мягко звучал бархатный баритон солиста. Рояль нежно окутывал красивый лёгкий тенор лауреата международных конкурсов Юрия Беляева в песне «Напевом скрипка чарует» из вокального цикла «Любовь поэта» Р. Шумана.

Педагог и концертмейстер Нина Нерубенко и Яна Чубукина (вокал).
Педагог и концертмейстер Нина Нерубенко и Яна Чубукина (вокал).

Самой высокой оценки заслуживает участие в проекте выпускницы Московской консерватории, лауреата международных конкурсов, члена Союза концертных деятелей России Нины Нерубенко. Молодой музыкант имеет большой сценический опыт. Она концертировала и проводила мастер-классы в Швеции и Норвегии, участвовала в международных фестивалях фонда В. Спивакова, работала в Камерном музыкальном театре имени Б. Покровского. Счастливым был тот день для Ставропольского колледжа искусств, когда пришла работать педагог и концертмейстер Нина Нерубенко.

Прекрасное владение инструментом, тонкое понимание композиторского замысла, чуткость, поддержку и помощь солисту продемонстрировала Нина, аккомпанируя студентке 4-го курса вокального отделения СККИ Яне Чубукиной (класс преподавателя Л.Ф. Дмитриевой), исполнившей Арию Лизетты из «Кофейной кантаты» И. Баха и Ариозо Аси из оперы «Ася» композитора М. Ипполитова-Иванова.

Композитор Евгения Сафронова.
Композитор Евгения Сафронова.

Рубрику «За роялем — композитор!» представила заведующая музыкальной частью Ставропольского академического театра драмы имени М.Ю. Лермонтова Евгения Сафронова. Её учителями были Е.И. Преснецова в ДМШ №1 Ставрополя, А.В. Стройлова в Ставропольском музыкальном училище и профессор С.Б. Арабкерцева в Ростовской консерватории. Музыка Евгении украшает 40 спектаклей нашего театра. Она счастливый человек, потому что занимается любимым делом. Подарком ночным слушателям стали «Танго», написанное к спектаклю «Укрощение строптивой», в исполнении скрипачки Евгении Хановой и автора. Пьесы Е. Сафроновой «Белые ночи» и «Сватовство скомороха» из фортепианного альбома «Театральные фантазии» сыграла ученица студии «Английский и музыка» Мария Сафазада.

Последней страницей «Ночи искусств» стала рубрика «Рояль в стиле джаз», в которой приняли участие преподаватели отделения «Музыкальное искусство эстрады» СККИ. Основу игры на фортепиано дала своему талантливому ученику Дмитрию Оспину известный педагог ДШИ №4 Ставрополя И.Ш. Осиновская, бережно передав его в руки педагога О.Н. Щербина в СККИ. После учёбы в Ростовской консерватории в классе профессора И.С. Бендицкого Дмитрий вернулся к родным пенатам и стал преподавать в краевом колледже искусств, одновременно возглавляя джаз-группу «Sound Drive» и этнопроект «Ретроспектива», участники которого исполняют фольклор в джазовом стиле. Дмитрий призвал коллег не отрываться от родных корней. Любовь к народной песне привела в «Ретроспективу» солистку филармонии Анну Яцукову, которая вместе с Дмитрием трогательно передала красоту мелодии свадебной песни Смоленской области «Высоко в тереме».

Руководитель отделения «Музыкальное искусство эстрады» СККИ Олег Щербин.
Руководитель отделения «Музыкальное искусство эстрады» СККИ Олег Щербин.

Почётное право завершить грандиозный концерт «Страсти по роялю» было предоставлено Олегу Щербину - воспитаннику Светлоградской ДМШ (класс преподавателя В.Т. Саханёва), Ставропольского музыкального училища (класс преподавателя Н.Н. Фунтикова) и Саратовской филармонии (класс народного артиста РФ профессора А.М. Тараканова), возглавляющего сейчас отделение «Музыкальное искусство эстрады» СККИ. В исполнении маэстро и джаз-оркестра «Предгорье» под руководством Александра Литвяка прозвучал фрагмент «Рапсодии в стиле блюз» Д. Гершвина. Обращаясь к слушателям, Олег поздравил с праздником «Ночи искусств» и отметил огромную работу коллектива Ставропольской государственной филармонии в организации масштабного концерта, посвященного королю сцены — роялю.

Концерт, ставший ярким событием в культурной жизни города, показал, какими талантами богато наше родное Ставрополье. А тем, кто ещё не посмотрел «Страсти по роялю», советую посетить сайт Ставропольской филармонии.

Читайте также: Уникальная коллекция экслибриса предстала в новом свете

онлайн-концерт, Ставропольская государственная филармония, Ночь искусств - 2020, рояль

Другие статьи в рубрике «Культура»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»



Последние новости

Все новости

Объявление