«Как хорошо мы плохо жили»…

Ольга Метёлкина

«Вечернему Ставрополю» – 32 года

Окончание. Начало в № 191-192 от 16 декабря 2021 года.

 

В первой части публикации, посвященной времени, когда в стране происходили судьбоносные для советского государства события, мы листали архивную подшивку «Вечерки» за декабрь 1991 года и вспоминали, как жили и преодолевали трудности ставропольцы, что их тогда волновало и радовало.

 

«Надо только первым делом выжить»

Радости, наверное, было немного, но спасал запас прочности, всегда отличавший советского человека, природный оптимизм и неистребимое чувство юмора.

Ольга Метёлкина

Вспоминая о прошлом 30-летней давности, невозможно обойти тему скудного ассортимента продуктов питания и товаров повседневного спроса в магазинах. Те, кто постарше, наверняка помнят сатирическую миниатюру Аркадия Райкина про дефицит. Это слово для нескольких поколений наших соотечественников стало своеобразным символом, приметой советского времени, понятием более глубоким, нежели чем просто лексическая единица.

Ольга Метёлкина

Под заголовком «Фирма «Заря» атакует дефицит» 17 декабря 1991 года вышел большой материал о презентации Ставропольской торгово-швейной фирмы «Заря», которая по планам должна была обеспечить ставропольцев качественной и недорогой продукцией.

 

«Горячими аплодисментами был награжден художник-дизайнер Иван Антонович Беспрозванный за стихотворение, посвященное фирме «Заря».

Презентация в стихии рынка
Новой фирмы швейная «Заря»
Состоялась на одном порыве,
Выражая трудовой заряд.
Впереди хлопот прибавит рынок.
Трудных дней достанется для всех,
Надо только первым делом выжить,
И тогда наладится успех…».

 

«Городу необходимо еще два миллиона пачек сигарет», – сообщалось в колонке городских новостей («ВС», 24 декабря 1991 года). «Только в таком случае до конца года будут отоварены все талоны на табачные изделия, – писала газета. – Поступили сигареты из Молдовы, но уже по договорным ценам: пачка «Темпа» стоит 7 рублей, «Астры» – 3 рубля».

В 90-е дефицит табачной продукции дошел до того, что на рынке можно было увидеть предприимчивых торговцев, которые мешками продавали сигаретные «бычки».

В том же номере – продолжение темы дефицита «вредных товаров» повышенного спроса. «Горожане не ожидали массового завоза водки в магазины и не рискнули ее раскупать, – интригующе заявляет автор заметки. – Действительно, в прошлую пятницу в 23 магазина горпищеторга было завезено 3,5 тысячи декалитров этого дефицитного напитка, что достаточно для отоваривания 70 тысяч талонов. Но поскольку очередей у водочных прилавков не возникло, горпищеторг вынужден был дать соответствующее объявление по радио. А с 23 декабря в пяти магазинах организована продажа водки по свободным ценам. Это сверхплановая продукция Ставропольского горпищекомбината. Цена за бутылку – 45–50 рублей. Восемьдесят процентов от полученной таким образом прибыли поступит в городской бюджет для оказания помощи малоимущим».

Дефицит и недостаточное производство продукции породили еще одно яркое явление – талонную систему в стране. К счастью, в начале 1990-х в Ставрополе до талонов на хлеб не дошло, а вот сахар, масло и водку по ним реализовывали.

 

«Так что жить еще можно»

«За прошедшую неделю в Ставрополе продано 140 тонн соли. Это пять месячных норм при нормальной торговле солью. Городские власти не исключают введения талонов на нее, начиная со следующего года» («ВС», 24 декабря 1991 года).

Соль, спички, мыло, стеариновые свечи… Исчезновение с прилавков магазинов чего-то из списка считалось явной приметой приближающихся экономических передряг и вызывало коллективный стресс. Минимальный стратегический запас этих товаров был почти в каждой советской семье. Все знали, что пачка соли стоит 7 копеек, коробок спичек – 1 копейку, кусок «Земляничного» мыла – 12 копеек… Цены были стабильными и едиными в магазинах на территории всей страны.

Первые предвестники будущих экономических изменений нашли отражение на страницах газеты: «В редакцию «Вечернего Ставрополя» поступают вопросы о том, почему в ряде ставропольских магазинов продают сметану по 9 рублей 40 копеек за килограмм? Как нам пояснили в отделе торговли горисполкома, Светлоградский гормолзавод начал закупку молока в хозяйствах района по договорным ценам. Приготавливаемая из него сметана, естественно, стала дороже. Теперь с торговой надбавкой килограмм ее стоит 9 рублей 40 копеек. Можно, конечно, не брать эту сметану на гормолзаводе, но тогда еще более обострится проблема обеспечения горожан молочными продуктами. Решено ежедневно завозить из Светлограда по четыре тонны дорогостоящей сметаны и реализовывать ее в 16 торговых точках Ставрополя… Чтобы не было пересортицы, в этих торговых магазинах продавать сметану по 2,50 – 2,80 запрещено».

Радикальная либерализация потребительских цен началась с 2 января 1992 года в соответствии Указом Президента РСФСР и Постановлением Правительства РСФСР «О мерах по либерализации цен». Государство осуществляло контроль за уровнем цен на некоторые социально значимые товары и услуги, такие как хлеб, молоко, общественный транспорт.

«Горожане пребывают в тревоге: поговаривают, что хлебные изделия подорожали на 20 процентов, – писал «Вечерний Ставрополь» 19 декабря 1991 года. – Из горпищеторга сообщили: хлеб, как продавался по фиксированной цене (строго по прейскуранту), так и продается. Произошло изменение цен на сырье, поступающее на хлебокомбинат, естественно, повысилась цена на кондитерские и некоторые булочные изделия. Например, рожки алтайские стоят теперь 20 копеек, батончики к чаю – 52, булочки к чаю – 30 копеек, кондитерский рулет фруктовый – 11 рублей 30 копеек, бисквит с корицей – 9 рублей 60 копеек, курабье бакинское – 8 рублей, торт «Ставропольский» – 7 рублей 50 копеек. Так что жить еще можно».

 

«Шампанского в госторговле нет»

Приближение Нового года не прибавило праздничной атмосферы на страницах «Вечерки». Специалист отдела торговли гор-исполкома Инна Лагутина информировала горожан: «В прошлые годы мы получали на город около 40 тысяч елок из Багушевска Витебской области. В этом году нам смогли выделить только 12 тысяч. Остальной «зеленый товар» его владельцы обменивали по бартеру. Нам же Беларуси предложить было нечего. Искусственных елок в продаже не будет. Торговля елками организуется на складе лесоторговой базы, на рынке №2 и в магазине №7 по улице Матросова.

В этом году нет изобилия елочных игрушек. С базы поступает товар еще 1990 года. Такое впечатление, что в 1991 году игрушки не производились. Всего их поступило на сумму около 250 тысяч рублей. Это немного. Торговля игрушками велась с 20 ноября, в магазинах уже почти ничего не осталось.

Несмотря на то, что елочные игрушки подорожали вдвое, их покупают в большом количестве. Вполне возможно, они вывозятся как товар в коммерческих поездках за границу.

На улицах елки будут установлены, как всегда – на проспекте Октябрьской революции, около кинотеатров «Родина» и «Дружба», в парке Победы, в 420-м квартале. Около них пройдут ярмарки. Вот только ассортимент товаров, к сожалению, будет скудным».

За пять дней до Нового года «Вечерка» сообщила: «По всей видимости, у многих горожан новогодний залп шампанским за праздничным столом не состоится. Причина этому совсем не праздничная. Шампанского в госторговле нет. Цена на рынке за одну бутылку доходит до 150 рублей, это при том, что до Нового года осталась еще неделя (для сравнения – ставка школьного учителя, по информации в одном из предыдущих номеров, составляла в то время 200 – 300 рублей. Прим. ред.). Надо заметить, что в прошлом году перед Новым годом бутылка шампанского стоила не дороже 50 рублей. Но шампанское еще не самый дорогой пищевой продукт. Коробка импортных конфет стоит 1500 рублей! Мы не ошиблись, последний нолик в этой цифре – не опечатка».

 

Новый год без «Иронии судьбы»

Кризис кризисом, а новогодние гулянья в городе никто не отменял в 1991 году. Конечно, программа праздничных мероприятий не была такой обширной, как в наши дни, но Центр культуры и досуга администрации Ставрополя позаботился о том, чтобы горожане хоть ненадолго забыли о насущных проблемах и поверили в чудеса, которые, как известно, имеют свойство случаться, если загадать желание с последним ударом курантов в новогоднюю ночь.

Программа, опубликованная на страницах «Вечернего Ставрополя», обещала утром 31 декабря 1991 года детский праздник у главной профсоюзной елки во Дворце культуры и спорта профсоюзов. Краевой драмтеатр встречал зрителей премьерой сказки «Снежная королева». У входа в парк имени Ленинского комсомола (в наше время – парк «Центральный») в полдень началось театрализованное представление «Прощай, старый, здравствуй, Новый год!», а вслед за ним – «Музыкальное представление» в исполнении духового оркестра (судя по всему, под управлением дирижера и композитора Даниила Осиновского).

В новогоднюю ночь город, конечно, не спал. Театрализованные представления развернулись с десяти часов вечера на площади 200-летия Ставрополя, в парке Победы и на проспекте Октябрьской революции. В программе были заявлены: парад масок, новогодний костер, танцевально-игровая программа, а также конкурс на лучший новогодний костюм, предусматривающий премирование тройки победителей в размере 300, 200 и 100 рублей.

Современники распада СССР часто ностальгируют по советскому прошлому. Как показал разговор с читателями, обзор которого вышел в номере «Вечернего Ставрополя» 2 декабря 2021 года, очень многие жалеют о том, что «Союз нерушимый» распался на множество обособленных государств.

Плохое, к счастью, забывается быстрее хорошего. Человеческая психика сама себя защищает от негативных воспоминаний. Если кто-то ностальгирует о «лихих 90-х», то, наверное, не потому, что тоскует по бандитским разборкам, очередям, пустым прилавкам и неуверенности в завтрашнем дне. Просто 30 лет назад мы были моложе, здоровее, а в сердце жила надежда на светлое будущее.

И заключительный аккорд газетной хроники 91-го. Вы удивитесь, но в телевизионной программе передач на 31 декабря не было «Иронии судьбы». Вероятно, иронии в жизни людей было и так много. Зато 2 января 1992 года по второй программе ТВ начался показ знаменитого «долгоиграющего» сериала «Санта-Барбара».

Подшивку «Вечернего Ставрополя» за декабрь 1991 года листала
Ольга МЕТЕЛКИНА.

СССР, талоны на табачные изделия, дефицит, талонная система, сериал «Санта-Барбара», талоны на водку, газета «Вечерний Ставрополь»

Другие статьи в рубрике «История»

Другие статьи в рубрике «Общество»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление