«Её бесконечно уважали...»

Тамара Коркина

Сегодня исполняется 85 лет заслуженному работнику торговли Надежде Ивановне Фартушиной

Напоминания об этой дате пошли в редакцию минимум за месяц. Звонили бывшие коллеги Надежды Ивановны, рассказывали об этой замечательной женщине и делах, которыми старые торговые работники гордятся и сейчас. А также – о том огромном влиянии, которое она оказала на судьбы и мировоззрение сотен своих подопечных. Напомню, что Надежда Ивановна 23 года возглавляла Ставропольский горпромторг.

В канун даты неугомонные коллеги именинницы пришли в редакцию, чтобы, так сказать, лично засвидетельствовать уважение и благодарность своему бывшему руководителю.

Слова любви и благодарности

Среди визитеров была Валентина Кущ:

– Я пришла в торг в 1961 году ученицей продавца, Надежда Ивановна тогда была заведующей швейным отделом. Что особенно запомнилось из того времени – это отношение Фартушиной к людям. Ей было все равно, кто перед ней стоит: дворник, ученица, директор, продавец. Она со всеми разговаривала ровно, уважительно, не разделяя людей по рангам. Я эту науку усвоила для себя на всю дальнейшую жизнь. И потом во всех жизненных ситуациях руководствовалась ею.

А вот страстный монолог Аллы Павленко, пришедшей в торг в 1957 году и работавшей коммерческим директором объединения «Детский мир»:

– В бытность Надежды Ивановны директором в торге работало около двух тысяч человек. Все ее бесконечно уважали. Она воспитала плеяду работников, которые впоследствии стали руководителями крупных магазинов. Добрейшей души человек, таких людей побольше бы. Мы звали ее мама Надя или Надежда, никого она никогда не предала, никого не унизила. На работу мы шли как на праздник.

Надежда Лобова, Мария Сухенко тоже о Фартушиной могли говорить бесконечно.

От ветхих ларьков до каменных магазинов

Надежда Ивановна начала работать в торге в 1951 году, после войны прошли считанные годы. До того как стала директором, прошла по всем служебным ступенькам торга.

Мне она рассказывала интереснейшие вещи:

– Тогда торговля ютилась в деревянных ларьках, каменных магазинов было всего несколько. Товары подвозили на лошадях. В начале шестидесятых в Ставрополе начали строить площадь Ленина, Дом Советов. Нам категорически приказали убрать «свои ларьки и свою керосиновую лавку».

Именно при Фартушиной Ставрополь обогатился 11 новыми специализированными магазинами Например, на проспекте Октябрьской Революции открылись «Сувениры», «Салон новобрачных», «Обувь», «Ткани «Ворсинка», «Богатырь», «Посуда», «Бытовая химия», «Товары для детей».

– Я почти прописалась в институте «Ставропольгражданпроект», бесконечно согласовывала планировки.

Недаром, когда ей присваивали звание заслуженного работника торговли, министр отрасли пошутил, что прежде ей надо было бы дать звание заслуженного строителя.

Во времена директорства Фартушиной стал с нуля строиться ЦУМ, который и сегодня является флагманом торговли. А тогда на его месте стоял ветхий дом и тополя, которые вырубали сами торговые работники. Надежда Ивановна до сих пор гордится – «ЦУМ – это мое детище». И вспоминает: куда я только не моталась за облицовочными материалами! Коробку строители сделали – и все. А еще нужны были мрамор, гранит, витражи.

Товаров было очень много!

Сейчас о советской поре мы говорим как о времени тотального дефицита.

Надежда Ивановна по этому поводу имеет другое мнение:

– В шестидесятых-семидесятых годах было очень много товара! Изделия шли и с наших фабрик, и импортные, особенно из Германии и Китая. Китай поставлял шикарные ворсовые пальто, покрывала, полотенца, мужские плащи. Прекрасная продукция поступала с Ленинградской ситценабивной фабрики имени Веры Слуцкой! А павлово-посадские платки, шелковые ткани в богатом ассортименте, московская посуда…

И когда открылся ЦУМ, вопроса, чем его «набивать», не стояло. В крае работало 52 предприятия местной промышленности. Чего стоила одна фабрика «Восход» с ее многочисленными цехами! Ее строчевышитые изделия расходились по всей стране. Тогда товаров было много, а денег у людей – мало.

Когда появился дефицит

Народ, по мнению Надежды Ивановны, начал богатеть в семидесятых годах. Тогда развивалась промышленность, возводились заводы, люди работали, строили жилье, которое нужно было обставлять.

И тут оказалось, что всем мебели, ковров, холодильников не хватает. Тогда и стали все распределять через предприятия, а в быту крепко укоренилось слово «дефицит».

А потом Надежде Ивановне поручили построить образцовый магазин для продукции местных предприятий. Взялась, снова проекты, поиск отделочных материалов.

– Магазин мы строили ровно год, открыли в девяностом. Назвали его «Орнамент» – у нас было много изделий с орнаментами.

У каждого предприятия была своя секция, товаров шло огромное количество! В магазин местной промышленности поставляли продукцию 52 фабрики Ставрополья.

А потом пошла совсем другая жизнь, о которой Надежда Ивановна говорить не особенно любит. Вся ее душа, как и ее коллег, – в том времени, которое принадлежало им и в которое они с энтузиазмом работали и многое сделали для развития Ставрополя.

«Вечерний Ставрополь» присоединяется к тем, без сомнения, многочисленным поздравлениям, которые Надежда Ивановна сегодня получит.

Ставрополь, торговля, юбилей

Другие статьи в рубрике «Колонки»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление