Суд над взрывателями

Елена Павлова

Ставропольский краевой суд начал слушания по делу членов банды, организовавшей взрыв в Пятигорске в августе 2010-го и готовившей крупные теракты в Ставрополе и Железноводске в сентябре-октябре того же года.

Один из участников банды, некто Отепов, дело которого рассматривалось в особом порядке, уже осужден на 16 лет. Так что в этом процессе на скамье подсудимых трое: Абдурахманов, Амангазиев и Кайболиев. Из обвинительного заключения следует, что бандгруппа была сформирована в конце 2009 года неким Исмаиловым («назначенцем» Доку Умарова, произведшего его в чин амира вилаята «Ногайская степь»). Главный идеолог масхадовской Ичкерии остается верен идее создания шариатского государства Имарат Кавказ.

Оружие для проведения диверсионной работы на территории края было доставлено из Дагестана и спрятано близ селения Иргаклы. Первой акцией устрашения должно было стать убийство военнослужащего. Воинская часть 54808, дислоцированная в Ставрополе, по выводам следствия, стала удобным объектом для выбора жертвы, поскольку там служил родственник одного из членов банды Гаджиева. У него и жили бандиты, готовившие это преступление. Начальника взвода управления лейтенанта Назарова спас случай: у переделанного под стрельбу боевыми патронами газового «Ижа» заклинило затвор.

Дальше планировались уже масштабные теракты: сначала в Пятигорске, куда за месяц до теракта перебрались террористы, — якобы для того, чтобы торговать арбузами. Двое - Отепов и Амангазиев — в том же селении Иргаклы были заняты изготовлением адской смеси из аммиачной селитры и алюминиевой пудры. Несмотря на то, что поражающие элементы и ртуть они забыли положить в бочку со взрывчаткой и большего количества жертв помог избежать дождь, разогнавший отдыхающих с центрального проспекта курортного города, ущерб был огромен. Не только материальный (порядка 40 миллионов рублей), ранения и травмы разной степени тяжести получили 46 человек.

При подготовке теракта в Ставрополе, который, к счастью, не свершился 30 сентября 2010 года, руководствовались уже проверенной пятигорской схемой, внеся в нее некоторые коррективы. Так же остановили такси, так же убили водителя выстрелом в голову, так же загрузили в его машину бочки со взрывчатой смесью. Их, в отличие от Пятигорска, было две. Одну оставили в машине на стоянке, вторая была закреплена с торцовой стороны кафе «Глория». Бандиты продумали и время, и место. Первый взрыв должен был прогреметь за десять минут до начала занятий в лицее № 15, находящемся в непосредственной близости. И в это время ребятишки из соседних домов бегут как раз мимо этого места. Второй заряд должен был сработать, когда на место прибудет следственная группа. К счастью, этот план, который иначе, как злодейским, не назовешь, не осуществился. Схема таймера, видимо, была сбита еще при перевозке. А из-за ливня, что обрушился на город в ночь на 30 сентября, взрывчатая смесь отсырела. Поэтому и попытки Отепова привести взрывное устройство в действие посредством пульта тоже оказались тщетными.

Причины промаха в Ставрополе бандиты учли при подготовке теракта, объектом которого они наметили здание ОВД Железноводска. Компоненты для взрывчатой смеси в мешках для стройматериалов они перевезли на КМВ и складировали в гараже, оборудованном тепловентилятором. На склоне горы Развалка ими тоже был оборудован тайник, где хранился целый арсенал поражающих элементов. Тротиловый эквивалент тут был бы порядка 100 килограммов. В Пятигорске он был 47, в Ставрополе у «Глории» было заложено около 60 килограммов взрывчатки. Для достижения большего эффекта в Железноводске бандиты сами собирались сообщить в ОВД о бомбе и привести ее в действие, когда при начавшейся эвакуации у здания будет много людей. Однако накануне теракта, 26 октября 2010 года, бандгруппа была обезврежена подразделением УФСБ. В ходе спецмероприятий были уничтожены оказавшие сопротивление «амир» Исмаилов и Гаджиев, (тот, который стрелял в таксиста Геннадия Толбоева в Ставрополе, а тремя месяцами раньше покушался на офицера воинской части). Остальные члены банды были задержаны.

Ныне они подсудимые. Двое, Кайболиев и Амангазиев, после оглашения обвинительного заключения сказали, что вину свою признают частично. Абдурахманов же не признает и давать показания в суде отказывается. Надо же, а в начале заседания говорил, что по-русски совсем плохо понимает, переводчика требовал...

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление