Старики – «лишние люди» в отечестве?

Лариса Ракитянская

Сегодня на заседании Госдумы РФ депутаты партии «Справедливая Россия», как стало известно накануне, будут голосовать против проекта бюджета страны на 2008 ­ 2010 годы в первом чтении. В лучшем случае воздержатся – так это звучит на парламентском языке. Во фракции, правда, всего 32 человека.

<

Не какие­нибудь там литературные Чацкие, как учат в школе, а реальные, живущие по соседству Петриванычи и Марьвасильевны, перешагнувшие возраст 55 ­ 60 лет либо близкие к нему, сегодня в России – на самом деле «лишние люди». Полный неликвид. Балласт, который надо сбросить с «парохода современности» во имя эффективности Ее величества Экономики. Точнее, ради процветания малой части общества. Даром, что ли, рублевые миллиардеры растут как грибы в заповедных местах (читай: вдоль вертикали власти). А по числу долларовых, ставших таковыми по историческим меркам в мгновение ока, страна приблизилась к мировым показателям.

А как иначе можно воспринять тот факт, что министерство финансов в проекте закона о бюджете практически констатировало: социальная пенсия и минимальный прожиточный минимум (лишь бы не помереть с голоду) по­прежнему, независимо от пухнущего от денег казенного загашника, есть вещи несовместные? Несмотря, между прочим, на недавнее Послание Президента РФ Федеральному Собранию. Более того, коэффициент замещения (соотношение между средней пенсией и средней зарплатой) и на последующие 15 лет прогнозируется на уровне 25, а то и 20 процентов. А вероятней, еще меньше. Это самый низкий показатель в СНГ! Для сравнения: в Западной Европе и США – 50 ­ 60%, и, добавим, при тамошних зарплатах. У нас же разрыв в четыре с лишним раза! И это при зримом росте цен на продовольственные и пром­товары, при том что постоянно возникают проблемы с льготными лекарствами под спудом популярного нынче лозунга: только бизнес – ничего личного!

Когда­то давно у древних народов, славян в том числе, был обычай: достигших определенного возраста немощных соплеменников отправляли подальше с глаз долой – спускали, как правило, в овраги умирать. Чаще зимой, что было где­то гуманно: заснули – и замерзли. Это оттуда выражение – едет на дровнях. Но перед этим их всяко и принародно славословили, перечисляя и порой преувеличивая одни лишь заслуги. Чтобы скрасить насильственный уход. Это, кстати, закрепилось в традиции поминок и в поговорке: о мертвых либо хорошо, либо ничего. Вот и сегодня (подчеркнем, в ХХI веке!) как только с трибун не превозносят стариков. Без них, мол, ничего бы и не было. Что – правда. И благодарны, мол, за все несказанно. А в действительности – сотрясение воздуха, и больше ничего. Зато увеличивается в расходной части бюджета финансирование силового блока: армии, милиции, спецслужб. Денег на их содержание закладывается значительно больше, чем на образование и здравоохранение. С чего и к чему бы это? Предчувствием социального взрыва руководствуются?

Кроме эффективности экономики, заметьте, употребляется на трибунах с той же частотой слово «модернизация». Чуть ли не приравненная по задачам и методам (в условиях «суверенной демократии») к индустриализации 30­х годов минувшего века, которая, напомним, прошла за счет миллионов человеческих жизней. Щепок, которые при рубке леса летят… Ходим по кругу, не выучив исторических уроков?

Действительно, какая­то прозекторская государственная политика получается. На днях официально одним из вице­премьеров озвучена цифра: на 2 миллиона граждан ежегодно уменьшается население России. Нетрудно представить, какой процент из них составляют как раз пожилые люди из незащищенных социальных слоев. Хотя сожалеющий акцент цинично ставится на трудоспособных. Они ведь государственной машине и стоящим у ее руля важнее в сиюминутной перспективе. Озвучен и главный ресурс пополнения – мигранты. По мнению экспертов, учитывая геополитический расклад – вплоть до китайцев. Закавказье­то (и мы на транзитном Ставрополье это прекрасно знаем) уже «переварено». То есть Россия как цивилизация, и прежде всего русская, становится чем дальше, тем больше похожа на исчезнувшую Атлантиду. Ведь кто будет передавать обычаи, традиции да и сам великий и могучий язык следующим поколениям, если стариков безжалостно опрокидывают с обочин в заросшие сорняками кюветы у дорог, по которым мчатся мерседесы, бентли и ауди? Сидящие в салонах этих авто чаще говорят по­английски. А надо будет, и по­китайски залопочут…

Наша национальная особенность – отчество. Его получает по имени отца каждый новорожденный. Отчество, Отчизна, Отечество – однокоренные слова, несущие важнейший смысл преемственности и в целом существования народа. Неужели они канут в Лету?

Марина КОЗЛОВСКАЯ.

Другие статьи в рубрике «Общество»



Последние новости

Все новости

Объявление