Почему японцы живут дольше всех?

Василий Скакун

Сегодня около 55 тысяч японцев перешагнули столетний рубеж, а через 15 лет столетних долгожителей в Японии будет более миллиона человек. Таких достижений по продолжительности и качеству жизни нет больше ни в одной стране мира.

Кто-то выскажет предположение, что секрет их долголетия в том, что они едят сырую рыбу и водоросли, и будет не прав. Есть в мире много стран, расположенных на берегах теплых океанов, где местные жители с утра до ночи едят морепродукты, фрукты и овощи, а живут в два раза меньше.

Секрет долголетия заключается в том, что японцы – единственный народ на Земле, который при общении старается не испортить настроение своему собеседнику. Более позитивной страны найти в мире невозможно. Поэтому мы видим настоящее экономическое чудо – у них нет земли, им негде сеять рис и строить города, у них отсутствуют природные богатства. Но при этом они самая богатая нация на свете. Средняя зарплата в Японии – три с половиной тысячи долларов. Почему мы рассказываем вам об этих удивительных достижениях? Дело в том, что секрет успеха целой страны заключается в том, что японцы одними из первых научились контролировать свои помыслы, прекрасно понимая, что негативные мысли убивают не только настроение собеседника, но и его здоровье, и его будущее, и поэтому они взяли и изъяли из своего языка слово «нет».

Это было сделано естественным образом, потому что каждый из них в школе, дома, на работе контролирует свои помыслы и не дает негативным мыслям испортить жизнь и будущее другим людям. К сожалению, в большинстве стран люди не понимают, что мысли – это семена, из которых вырастает их будущее, будущее их детей, будущее их фирмы, будущее их страны.

Говорят, что у нас в России староверы живут очень долго. Когда они начинают болеть, то делают следующее. Вначале вспоминают о своих плохих поступках или чувствах и прорабатывают их путем мысленного извинения перед теми, кого они могли даже ненароком обидеть, призывая энергию положительного значения. Затем они очищают организм голоданием. И только потом начинают лечение – пьют отвары трав, кореньев и т.п. А первый шаг к выздоровлению – это эмоциональная очистка.

Интересна интерпретация, касаемая слова «нет» применительно к нам, россиянам. В Советском Союзе пост министра иностранных дел длительное время занимал Вячеслав Молотов (а в это время его жена Полина Жемчужина, как враг народа, сидела в лагерях своеобразным заложником). Естественно, в те сталинские времена Молотов был первым доверенным лицом вождя всех народов на всевозможных международных встречах, совещаниях и т.п. И его иностранные коллеги нарекли прозвищем «Господин нет», так как на любые западные предложения, касающиеся любых сфер для возможных совместных усилий, он неизменно отвечал: «Нет».

Многие люди, поразмыслив, скажут, что невозможно отказаться от слова «нет», ведь если ты уверен на все 100 %, что собеседник не прав, неужели в таком случае ему не говорить «нет»? Абсурд какой-то! И на самом деле, как в таком случае поступают умудренные люди? Если ты понимаешь, что, сказав «нет», ты попросту обидишь собеседника или коллегу, ведь он искренне готовился и выражал свое мнение, надеясь, что его, если и не примут, то достойно выслушают. Мудрый человек ответил бы так своему оппоненту: «Спасибо, коллега, ваше предложение оригинально, оно заслуживает внимания, но сегодняшние обстоятельства заставляют нам принять иное решение. Мы благодарны вам за участие в нашем проекте и надеемся на дальнейшее сотрудничество в будущем. И еще раз спасибо». Как вы думаете, будет ли это таким же обидным отказом, как категоричное «нет» - ваш проект полная чепуха.

И вот это не столь грозное, сколько обидное «нет», присутствует у нас везде и всюду, начиная с нравоучительных замечаний учителей в школе и заканчивая родительскими нагоняями. Мы просто не осознаем, что буквально насильно заставляем детей не любить школу, не любить учителей, не любить сверстников. Например, родители девочки категорично настаивают на том, какое платье ей надеть, а у нее есть другое мнение. Или советуют мальчику, что он должен сделать именно сейчас, когда у него были свои планы. В этих случаях у детей возникают злость или гнев. Кто-то из них сразу и эмоционально отреагирует, а кто-то промолчит и сделает так, как сказали родители или учителя, подавив при этом негативные эмоции. Подавленные или вытесненные эмоции все равно остаются в человеке. И не только в нашей психике, но и в теле. Их хроническое накопление приводит к развитию заболеваний, которые получили название - психосоматические. А ведь все могло решаться только одним, правильно сформированным предложением: «Дорогая, ты не представляешь, как это платье тебе именно сегодня идет, ты можешь надеть другое, но в этом ты неотразима». Все, результат налицо, конфликта нет и авторитет родителей не уронен.

Медицина постоянно упрекает образование за то, что чуть ли не 9/10 всех выпускников средних школ вместе с аттестатом зрелости получают ту или иную форму болезней. И винят в этом неправильную осанку, плохое питание, экологию и прочие видимые обстоятельства. Но причина более глубока – нет доброты и чуткости в отношениях «ученик – учитель» и от этого страдают и те, и другие. Гордыня педагога не позволяет допустить фамильярности или слабости в диалогах с учениками. А великий педагог Амонашвили всегда становился на колени перед партой первоклассника, чтобы не смотреть на него сверху, а глаза в глаза. Потому-то он и великий, ибо его величие в смиренности.

Мы в нашей спортшколе тоже используем подобные наработки (не все конечно, а те, кто понимает, что без этого не достичь достойных высот). Я и мои коллеги на тренировке после выполнения спортсменом упражнения, даже если оно было выполнено недостаточно грамотно, то обязательно вначале без повышения голоса говорим ободряющие слова (ведь гимнаст сам чувствует, что не справился с заданием), а уж затем указываем суть неверного движения, позволяя ученику не соглашаться с нашим мнением, чтобы в следующем подходе убедиться, кто был прав.

Ведь обычно в спорте во всех поражениях принято во всем и всегда винить спортсменов – это они такие-сякие плохо тренировались, плохо выступали и т.д. Это самый простой и самый удобный способ реакции наставников на плохие показатели своих подопечных, тем самым они обеляют себя.

Я как-то прочитал высказывание самого известного тренера по плаванию в США Джеймса Каунсилмена, который так высказывался о неудачах своих воспитанников: «Поражения моих учеников – это мои поражения». И я тоже взял на вооружение в своей педагогической деятельности этот безупречный по своей искренности лозунг. А представьте, если бы и каждый учитель в школе тоже осмелился чувствовать, что тройки его учеников – это его тройки за качественность учебного процесса.

Мои родители были учителями, и каждый из них с полувековым стажем. Мама преподавала русский язык и литературу, а папа – математику. Я уже учился в начальных классах в с. Петровском, где мы и жили, и хорошо помню, как мама нерадивых учеников запирала в классе (на висячий замок), уходила домой (а мы жили рядом), готовила еду, а затем, прихватив тормозок с варёной картошкой, шла к двоечникам и, подкармливая, проверяла выполнение задания. И у нее не было отстающих учеников. Она силой вытаскивала их из болота невежества, бескорыстно, конечно. Я понимаю, что мы сейчас живем в другое время, но все же, все же, все же...

Скакун, грани бытия

Другие статьи в рубрике «В мире»

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление