«Мы спасли не одну тысячу ног...»

Лариса Денежная

14 ноября – Всемирный день борьбы с диабетом

«Подумаешь, царапинка. До свадьбы заживет», – многие родители вот так успокаивали плачущих малышей, сбивших коленки или руки после падения. Однако у больных сахарным диабетом даже безобидная царапина или мозоль на ноге может привести к тяжелым осложнениям, грозящим ампутацией. У медиков эта проблема получила название «синдром диабетической стопы». Обычным людям она больше известна под пугающим названием «гангрена». С увеличением заболеваемости сахарным диабетом с ней все больше сталкиваются врачи. В Ставрополе на базе горбольницы № 3 уже более тридцати лет успешно лечат больных с такими осложнениями. А в хирургическое отделение обращаются не только жители края, но и других регионов Северного Кавказа.

Специализированные койки появились первыми в крае

Заведующий  хирургическим отделением  Александр Немчинов  осматривает больную.
Лариса ДенежнаяЗаведующий хирургическим отделением Александр Немчинов осматривает больную.

В отдельное направление оперативного лечения больных с гангренозным поражением ног, как рассказал заведующий хирургическим отделением Александр Немчинов, такая медицинская помощь превратилась благодаря сотрудникам кафедры факультетской хирургии СтГМУ (в то время – Ставропольского мединститута. – Л.Д.) , которая базируется здесь же. Ученые вуза еще с 80-х годов начали более углубленно заниматься «диабетической стопой» и вместе с врачами внедрять новые методики лечения. Уже тогда стало ясно: это заболевание требует комплексного подхода и совсем другой тактики – не такой, что применялась в общехирургической практике. Заведовавший в то время отделением Владимир Ворушилин поставил перед руководством больницы вопрос об открытии специализированных коек. Администрация дала «зеленый свет» такой инициативе. И в 1994 году в третьей горбольнице появилось отделение диабетической стопы на 24 койки. С тех пор они не пустуют. А учитывая сегодняшнюю распространенность заболевания, частенько приходится устанавливать дополнительные койки и в коридоре.

 

Ампутация – расплата за самоуспокоенность

Сахарный диабет – это, прежде всего, образ жизни. Правильное питание с учетом количества углеводов, контроль за уровнем сахара в крови. Несоблюдение этих важных правил и приводит многих диабетиков на больничную койку. Диабетическая стопа может развиться за несколько лет такой «свободы» и игнорирования рекомендаций врача. В первую очередь поражаются сосуды ног и кровь плохо поступает к стопам. Возникает нейропатия – человек не чувствует боли. «Если даже на гвоздь наступит – не заметит», – говорит Александр Немчинов. Такая травма – входные ворота для инфекции. А на уровне снижения иммунитета у диабетиков инфекционный процесс развивается молниеносно. Стоит запустить болезнь – и возникают трофические язвы, некроз тканей, вплоть до гангрены. И тогда без хирургического вмешательства не обойтись.

Беседую с дочерью такой пациентки из Карачаево-Черкесии. Ее маме 80 лет, диабет диагностировали шестнадцать лет назад. Врач назначил ей сахароснижающие препараты, соблюдение диеты. Но женщина не очень придерживалась этих рекомендаций, а глюкометр чаще лежал без дела. Когда таблетки перестали помогать, доктор предупредил: нужно переходить на инсулин, иначе могут быть серьезные осложнения. «Не буду делать уколы. Пусть умру!» – заявила тогда женщина на увещевания дочери. Через несколько лет на ступне образовались язвы. Любой шаг причинял сильную боль, женщина жила только на обезболивающих препаратах. В отделение хирургии третьей горбольницы пациентка поступила с «букетом» осложнений – почечной недостаточностью, нейропатией, незаживающими ранами. Вердикт врачей: нужна ампутация двух пальцев. Сейчас женщина идет на поправку. А еще она жалеет, что в свое время не послушалась советов врачей. И таких примеров у хирургов отделения – масса.

Причем если раньше синдром диабетической стопы в основном развивался у людей старшего возраста, то сейчас – все чаще у молодых от 25 до 40 лет. Врачам пришлось оперировать и 23-летнюю девушку, поступившую в отделение уже с запущенной болезнью. «Эта пациентка лежала у нас несколько раз. Мы ее вылечили, спасли стопу, при выписке дали рекомендации, которые она проигнорировала. Что в результате? Потребовалась операция», – рассказывает Александр Немчинов.

– Как реагируют больные на столь радикальное лечение? – спрашиваю у доктора.

– Конечно, для больных это большая психологическая травма. Но мы убеждаем их: ампутация нужна для сохранения жизни. Потому что на фоне гангренозного процесса стоп идет интоксикация всего организма, развивается полиорганная недостаточность, то есть поражение нескольких органов и систем. Страдают сердце, глаза, почки, печень, головной мозг... Но, выбирая тактику лечения, мы стараемся максимально сохранить опорную функцию стопы, используя весь арсенал имеющихся средств.

 

Союз науки и практики

Хирургическое отделение является клинической базой для кафедры факультетской хирургии СтГМУ. И этот союз науки и практики поднял на новый уровень лечение больных с синдромом диабетической стопы. В его основу положен комплексный подход. Врачи отделения вместе с сотрудниками кафедры внедряют новые разработки в ведении таких пациентов. Основной из них – метод внутриартериальной терапии – уже используется более тридцати лет и доказал свою эффективность. Его суть заключается в том, что препараты вводятся в бедренную артерию, в обход «забитых» сосудов, тем самым обеспечивая их самый быстрый путь к пораженным местам стоп и голени. Причем используется целый комплекс лекарственных средств – антибиотики, спазмолитики, антикоагулянты.

Эти инъекции, как заметил Александр Немчинов, спасли не одну тысячу ног. И благодаря врачам бывшие пациенты отделения ходят самостоятельно, не передвигаясь на инвалидной коляске.

– У синдрома диабетической стопы две проблемы – нарушение кровоснабжения и присоединение инфекции, что в конечном итоге приводит к ампутации. Каждые две минуты в мире оперируется одна нижняя конечность, – говорит доцент кафедры факультативной хирургии СтГМУ Евгений Печенкин. – Распространенность этой патологии настолько большая, что сосудистые хирурги просто не в состоянии выполнить столько операций. Метод внутриартериальной терапии, который мы разработали, в сочетании с другими технологиями дает максимальный эффект в лечении.

Среди новых методик – обработка ран экзогенным монооксидом азота, что способствует уничтожению микрофлоры, восстановлению кровообращения, благодаря чему рана заживляется в два раза быстрее. Это уже плазменные хирургические технологии. Совсем недавно в отделении стали применять и вакуумную терапию раны, которая позволяет быстро убрать отек и вызвать активный рост здоровой ткани. В арсенале врачей – и биоматериалы, так называемая биокожа. Ее изготавливают сотрудники кафедры из крови больного, извлекая, а затем активируя фракции тромбоцитов.

Ну а состояние сосудов ног помогает увидеть прибор лазерной дупплексной флуометрии. Этот аппарат – новое слово в диагностике микроциркуляции нижних конечностей.

Мультидисциплинарный подход

За этим мудреным термином стоит не что иное, как ведение больного с диабетической стопой бригадой специалистов, ведь диабет отражается на работе различных органов и систем. В отделении есть свой штатный эндокринолог. Пациентов консультируют кардиолог, невролог и окулист – в этом преимущество размещения отделения на базе многопрофильного стационара, каким является третья горбольница. Врачи мечтают о включении в эту бригаду и сосудистого хирурга.

Но, как отмечают врачи, без усилий самого пациента, самодисциплины не будет успеха в лечении. Диабет, однажды появившись, остается на всю жизнь. А с возрастом риски у диабетиков только возрастают. Поэтому раз в полгода они нуждаются в профилактическом обследовании и лечении.

К сожалению, ковид внес коррективы в планы развития помощи больным с диабетической стопой. Пока ее структура – 24 специализированные койки в хирургическом отделении. Создание профильного центра на базе третьей горбольницы пока откладывается. Сейчас, во время пандемии, не до поездок. Многие пациенты держат связь с врачами по телефону. Присылают и фото оперированного участка – для наглядности динамики в лечении и консультации.

– Иногда в день я получаю до ста (!) звонков, сообщений, – делился с нами Александр Немчинов. – Ведь, попадая к нам, пациенты становятся «нашими» до конца своей жизни...

 

Ставрополь, горбольница № 3

Другие статьи в рубрике «Здоровье»



Последние новости

Все новости

Объявление