Сезон открытий

Елена Павлова

 

Сезон открытий
У тех, кто связал свою жизнь с театром, самые напряженные и насыщенные работой дни — те, которые у остальных людей выходные, потому что в субботу и воскресенье обычно по два спектакля плюс репетиции. Но вы не найдете актера, который бы жаловался на то, что у него слишком много работы. Уникальность этой профессии еще и в том, что каждый мечтает, чтобы работы было как можно больше. Чего мы от всей души желаем всем артистам любимого зрителями Академического театра драмы в их профессиональный праздник.

Сегодня вечером, после спектакля, будет «капустник», у всех приподнятое настроение, праздник чувствуется, а вот праздности нет.

Идут репетиции нового спектакля. Чуть больше двух недель осталось до премьеры, которую многие молодые актеры, занятые в нем, ждут с замиранием сердца. Спектакль «Вера, надежда, любовь» по пьесе Арбузова «Домик на окраине» театр посвящает 65-й годовщине Великой Победы и людям, которые эту Победу ковали — на фронте, в тылу. Студенты актерского отделения факультета искусств СГУ, молодые актеры театра, их режиссер и педагог народная артистка России Наталья Зубкова обращаются к удивительному поколению 40-х. Они были молоды, любили, мечтали, какая завтра будет у них замечательная жизнь. А завтра была война… И эти ребята вынесли ее на своих плечах, потому что продолжали верить и любить — отчаянно, безответно, самоотреченно…

Директор театра Евгений Луганский говорит, что постановка спектакля осуществляется при поддержке Министерства культуры РФ, министерства культуры Ставропольского края, администрации Ставрополя. Премьера состоится уже 17 апреля.

Нынешний, 165-й сезон богат откровениями и открытиями. Они начались с «Героя нашего времени», спектакля, который можно назвать исповедальным. Что-то происходит на уровне подсознания, а скорее — души, когда начинаешь не просто безоговорочно верить, но и ощущать себя там, среди героев. Ты даже можешь увидеть себя среди них в конусах зеркал — средь томного «водного общества» Кисловодска в «Княжне Мери» или среди свидетелей «русской рулетки», в которой фаталист Вулич выигрывает у смерти всего какой-нибудь час… «Жизнь копейка» — на тот момент, когда это звучит в первый раз («Фаталистом» начинается сценическое повествование), это цепляет, царапает где-то внутри. «Жизнь копейка» - звучит в конце спектакля, и с этим с горечью соглашаешься…

Потому что только что на твоих глазах один, в общем-то, неплохой человек сделал свою жизнь такой вот «русской рулеткой». Только в отличие от Вулича, оставившего в барабане один патрон, Печорин ставит свою жизнь на кон. Его «рулетка» — без холостых выстрелов. И каждый кого-то ранит — или человека, или его душу. И самого Печорина — тоже, оставляя в душе Героя нашего времени новый надлом….

Максим Максимыч в исполнении Владимира Зори — уникальная работа. Очень талантливая, проникновенная и очень попадающая в наше время. Честный служака с незагрубевшим на войне и очень ранимым сердцем. В «Бэле» именно этот герой выходит на первый план. Печорины всегда привлекательны, ярки и на виду, они личности. Но не Печорины выигрывают войны. Войны за Отечество и войны за души. Их выигрывают Максим Максимычи, которых, по счастью, у нас немало. На том стоим. Я это говорю как человек, исколесивший практически все горячие точки современного Кавказа. Я столько там Максим Максимычей видела! И сила России в том, что вот, в частности, и на кавказских рубежах и во времена Лермонтова, и сейчас, и потом были, есть и будут такие вот простые и настоящие русские люди, неприметные снаружи, но с таким стержнем внутри, который не сломишь. Они сердечны и заботливы… Они к тому, кто рядом оказывается, как к родному относятся, душу без остатка отдадут и жизнь положат и за тебя, и за Отечество, коль придется. И ничего взамен не попросят, разве что толику человечности да чуточку радости при встрече… Только зачастую они и этого не удостаиваются.

Кстати, первый русский театр на Кавказе своим спектаклем «Герой нашего времени» выступил пионером в только что начавшем складываться на государственном уровне формировании идеологии межнациональной дружбы. Основная заслуга в этом принадлежит
режиссеру народному артисту России Юрию Еремину, хотя он, скорее всего, об этом и не думал. Режиссеру нужен был кавказский колорит, и он просто поставил директора перед фактом, что на роли Азамата и Бэлы он хочет взять не профессиональных актеров, а танцоров.
Когда я спросила Евгения Луганского о его первой реакции на это, он рассмеялся:
— Я сказал: «Я найду!»
И нашел — танцоры ансамбля «Казбек» Карина Фейзиева и Иван Асланов — уже свободно чувствуют себя в качестве драматических актеров. Сначала было сложновато, но на каждом спектакле благодарный наш ставропольский зритель давал им мощнейший стимул к работе. А Юрий Еремин сразу предупреждал актеров, занятых в спектакле:

— Вам, чтобы заслужить аплодисменты, еще придется потрудиться, а ребятам будут аплодировать, лишь они танцевать начнут.
Так и получилось. На сто процентов угадал знаменитый режиссер. На каждом спектакле вихрь горского танца зрители встречают аплодисментами.

К тому же участие Карины и Ивана подарило театру новых зрителей. На каждом спектакле в зале десять, а то и двадцать человек из их друзей и родственников. Что особо радует — большинство молодежь. Многие из них раньше в театре не были ни разу, а теперь стали ходить.

У великой русской культуры есть великая объединяющая сила. Дружбу и взаимоуважение не воспитать декларациями, вражду и недоверие может победить только вера. А Лермонтову трудно не поверить. Гений всегда напрямую оказывает воздействие на души. А горский колорит, которым насыщен спектакль, усиливает его воздействие. Спектакль, в смысле рождения взаимного интереса, уникальный. Здесь есть все — история, традиции, судьбы, которым нельзя не сопереживать. К тому в работе над ним принимали участие русские, а также грузин, еврей, татарин, даргинец, армянин, балкарка, азербайджанка. А тест на черкесский переводила черкешенка Клавдия Магомедовна Эркенова.

Уникален во многих смыслах и спектакль «Собор Парижкой Богоматери». Евгений Луганский подчеркивает — не кальки с растиражированного «Нотр-Дама», спектакль полностью наш. И музыка, и трактовка. Замечательны работы не только ведущих актеров, но и занятых в массовых сценах совсем юных студентов Ставропольского государственного университета, многие из которых впервые вышли на сцену. Режиссер-постановщик народная артистка России Наталья Зубкова — профессор факультета искусств СГУ, и «Собор Парижкой Богоматери» — самый крупный совместный проект университета и театра. Наряду с многогранными сложными противоречивыми образами героев сдесь создан еще один яркий и запоминающийся образ парижского дна. Он тоже очень многранный. Потому что в нем переплетено множество характеров и судеб. И молодежь работает в спектакле с огромной отдачей, а ведь далеко не все из этих молодых людей — будущие актеры. К постановке привлечены ребята, занимающиеся в Культурном центре СГУ, СТЭМе, ансамбле «Созвездие».

Нас ждет еще много открытий. Евгений Иванович Луганский поделился секретом. К нам едет режиссер из Вильнюса А. Попов. Он будет ставить спектакль «Лайф, лайф». Несмотря на то, что название звучит по-английски, пьеса эта русская, и она — о нашей жизни и о наших переживаниях. Люди, попав в замкнутое пространство, не знают, что делать и чего ждать дальше… Действительно, знакомо… К тому же ставропольским актерам предоставляется возможность поработать с очень талантливым режиссерам, а ставропольской публике — сделать новые открытия.

— Я поздравляю всех наших зрителей с Международным днем театра, — говорит Евгений Луганский. — Желаем ярких впечатлений на наших и не только наших спектаклях.

Другие статьи в рубрике «Культура»



Последние новости

Все новости

Объявление