Насколько он здравый этот здравый смысл

Василий Скакун

Как часто мы апеллируем к здравому смыслу в оправдание тех или иных собственных поступков. Ведь и на самом деле у каждого человека просто обязан быть какой-то критерий или, как минимум, должное обоснование его действий. Это так, но в то же время сколько неразумностей было совершено и ранее жившими нашими предками, да и мы в ХХ столетии не очень уж отличались проявленностью того самого здравого смысла. Стоит только хотя бы бегло оценить итоговые деяния рук человеческих, подкрепленных уверенной поддержкой здравого смысла, и становится ясным, как далеко мы всегда выходили за его пределы.

Каждый век прошедшего тысячелетия имел, как правило, четыре-пять войн, скажем так, международного уровня, не говоря уже о внутригосударственных потасовках. И вот что примечательно и в высшей степени поучительно, - по количеству жертв в этих противостояниях можно было судить о двух признаках: все возрастающем количестве людей, проживающих в странах, обремененных военными действиями, и потому большего их числа задействованных в этих мероприятиях; и, во-вторых, о все возрастающем качестве средств уничтожения человека человеком. На ранних стадиях, когда и людей было поменьше, и снаряжение было попроще, скажем так, прямого физического воздействия (мечи, копья, стрелы, дубины), то и побоища ограничивались тысячами жертв. С момента изобретения пороха и внедрения его в военную доктрину была внесена значительная поправка в жертвенность погубленных жизней, и таким образом на полях сражения уже оставались лежать навечно десятки тысяч убиенных во имя того самого здравого смысла – он допускал подобное развитие событий. Только после одного знакового сражения на Бородинском поле в 1812 году, когда здравый смысл Наполеона погнал неразумные полчища на Россию, было убито 93999 людского ресурса с обеих сторон и их верных помощников, лошадей.
Последний век с появлением новейших средств вооружения (читай - истребления) оставил после себя примерно сто миллионов загубленных жизней. И что интересно, всегда во все времена именно жизнь человеческая и была той самой разменной монетой, с помощью которой одни люди здравого смысла пытались доказать другим более высокую степень их разумности. И если не произойдет коренного перелома в сознании людском в ХХI веке, то его результаты могут быть ужасающими, вплоть до истребления жизни на планете. По технической оснащенности мы уже готовы это сделать. Дело за малым – включением в работу здравого смысла, который никогда не подводил нас в этом плане. Что это не только возможно, но и когда-либо будет необходимо в силу сложившихся обстоятельств, практически нет сомнения. Как ровно полвека назад, когда мир был на грани атомного коллапса, во время Карибского кризиса.
Недавно довелось услышать интервью одного знаменитого академика, который, осуждая Нобелевский комитет, вопрошал: «Почему до сих пор ни одному из величайших физиков, работающих в сфере военных технологий, не было присвоено звание Нобелевского лауреата?». Быть может, потому и не присваивали, что они занимались исключительно проблемами разработки новых видов вооружения, способных уничтожить все большее количество мирных людей. По крайней мере, здравый смысл подсказывает такой ответ.
Мы все помним советские времена, когда на всех съездах (больших и малых) восторженно взывали к миру, братству и справедливости, и в то же время снабжали оружием всевозможные режимы для свержения законных правителей сторонниками марксистских идей. Как-то наш сын, будучи мальцом, попал в больницу. И там из картона вырезал макет пистолета и на нем написал «Миру – мир». Примерно такой была и есть политика всех политиканов.
Уже, к счастью, почти и не вспоминаем о тех восторженных желаниях к повороту сибирских рек и прочих выдающихся проявлениях здравого смысла, когда с карты мира исчезло Аральское море, образовав на своем месте зияющую пустыню. «Человек проходит как хозяин», - пелось в одной из песен советского времени. Но, во-первых, хозяином, как оказалось, он был совсем неразумным, а потом, кто сказал, что он – хозяин. Он ведь, приходя на малый промежуток времени личной жизни на планету, приютившую его своим теплом, светом, средствами питания и полезными ископаемыми, ведет себя как слон в посудной лавке. Вот он тебе и здравый смысл неразумного человека.
Все дело в том, что здравый смысл принадлежит человеческому уму, которому всегда и всего мало, он всеми недоволен, он всегда готов поставить любого к стенке за малейшие ошибки и прегрешения наряду с тем, что сам не наделен способностью критически оценивать собственную деятельность. Таков Замысел Высшего Разума, создавшего гомо сапиенс (человека разумного). Но, как оказалось, разум – это не подарок судьбы, это достижение результатов определенной мыслительной деятельности человека, причем только при условиях ее доброжелательной направленности. В иных случаях он недоступен. Вернее, ум, понимая, что в случае проявленности разума, человек утеряет необходимость не только в доверии ему, но и в использовании здравого смысла, поняв, что он на самом деле зачастую просто больное воображение нашего эгоистического ума, а потому и противится этому процессу.

Мудрецы древности поучали в этой связи: «Я больше не буду пользоваться своим здравым смыслом, ибо мой здравый смысл общеизвестная вещь, которая есть у каждого, и, как оказалось, что все недоразумения и катастрофы мира – это результаты его деятельности. Отныне я буду пользоваться только одним Разумом – посланцем моего сердца, потому как он – единственный истинный друг моей жизни и моей судьбы. И с ним мне не страшны любые жизненные испытания!».
И века прошедшие, как и век настоящий, показали, что открытие разума в человеческой сущности – это не только выход из создавшейся личной драмы жизни, но и главная цель его пребывания на Земле. Но одновременно это оказалась и самая большая трудность создания условий для его, разума, открытия. И это не только своеобразный экзамен всей жизни человеческой, но и единственная возможность наведения порядка во всех областях человеческого существования. Вот как интересно все устроено – как только человек, осознанно понимая необходимость подобных преобразований в своем сознании, пропускает их через себя, то незамедлительно (ну как подарок судьбы) происходят нормализующие процессы везде и во всем, начиная от самочувствия и заканчивая наведением порядка в семье, в общении с друзьями, соратниками по работе, руководством и даже на уровне материального статуса, либо в нахождении достойной работы, либо в понимании того, что материализация жизни вторична в принципе. Это не сравнимая ни с чем удовлетворенность не только жизнью, но и нахождением в ней своего личного статуса, как бы занятия своей ниши, в которой уютно, приятно и спокойно. И никакие внешние грозы не способны таким людям поменять образ мышления, образ жизни и способность сотрудничества с ней. Это трудно, но поистине ищущие и устремленные в своих поисках люди способны самостоятельно найти в себе все эти драгоценности, не сравнимые со всем золотом мира.

Я сама себе открыла,
я сама себе шепчу,
Я вчера была бескрыла,
а сегодня полечу.
Как ни мучились, ни звали,
кто остался на лугу,
Я вчера была бы с вами,
а сегодня не могу.
Как ни грелось все, что мило,
как ни ластилось к плечу,
Я вчера была бескрыла,
а сегодня полечу
И над улицей знакомой,
и над медленной рекой,
И над старенькою школой,
и над маминой щекой...

(Вероника Долина. Я сама себе открыла)

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление