Перегорели бытовые приборы. Куда жаловаться?

Лариса Денежная

Когда я вижу, что лампа вдруг начинает ярче гореть и мигать, тут же выключаю свет и отключаю электроприборы. Иначе скачок напряжения в электросети может вывести из строя все, что к ней подключено в этот момент. Одна семья, например, в считанные минуты лишилась дорогостоящей домашней техники. Перегорели телевизор, холодильник, микроволновка, стиральная машина, радиотелефон. Как позже выяснилось, работники местной электрослужбы в это время проводили ремонтные работы, но что-то пошло не так.

 

Любая бытовая техника, которая работает от электричества, боится резких скачков напряжения. Они могут произойти по ряду причин, в большинство случаев не по вине потребителя коммунальных услуг. Причинами скачков и отклонений от номинальных значений могут быть: аварии на подстанции, среди которых замыкания на линиях электропередач; обрыв или замыкание воздушной линии из-за упавшего дерева; повреждения кабеля при копке траншей; отключение электроэнергии, вызвавшее скачки напряжения; перекос фаз, приведший к длительной подаче напряжения более 300 вольт в сеть, и пр.

В соответствии с законодательной базой возместить ущерб должна снабжающая или другая ответственная организация, на балансе которой находится ваша электрическая линия или её участок.

Требования к качеству коммунальных услуг, в том числе и подаваемой электроэнергии, определены Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 №354. Этим документом предусмотрено постоянное соответствие напряжения и частоты электрического тока требованиям законодательства Российской Федерации о техническом регулировании (ГОСТ 32144-2013), отклонение напряжения и (или) частоты тока от требований законодательства Российской Федерации о техническом регулировании не допускается.

 

Что делать, если в квартире перегорели электроприборы? Специалисты Роспотребнадзора советуют предпринять следующие действия:

 

1. Зафиксировать факт предоставления коммунальной услуги ненадлежащего качества в соответствии с требованиями раздела 10 упомянутых правил. Потребитель уведомляет об этом аварийно-диспетчерскую службу исполнителя коммунальной услуги (управляющую компанию, ресурсоснабжающую организацию) с указанием даты и точного времени перепада напряжения. Поэтому важно сразу вызвать аварийную или дежурную бригаду. Сообщение о нарушении качества коммунальной услуги подлежит обязательной регистрации аварийно-диспетчерской службой.

Если сотруднику аварийно-диспетчерской службы исполнителя известны причины нарушения качества коммунальной услуги, он обязан немедленно сообщить об этом обратившемуся гражданину и сделать соответствующую отметку в журнале регистрации сообщений. Если причина не известна - согласовать с потребителем дату и время проведения проверки данного факта. По ее окончании составляется соответствующий акт, один экземпляр передается потребителю.

Если по каким-то причинам такой акт не удалось составить или получить, исполнитель услуг (ресурсоснабжающая организация) не вправе отказывать в удовлетворении требований потребителя о возмещении вреда, причиненного его имуществу вследствие ненадлежащего исполнения договора энергоснабжения (предоставления коммунальных услуг).

В соответствии с пунктом 5 статьи 14 Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установленных правил использования, хранения или транспортировки товара (работы, услуги).

Согласно разъяснению, содержащемуся в абзаце первом пункта 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 28 июня 2012 г. № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей», при разрешении требований потребителей необходимо учитывать, что бремя доказывания обстоятельств, освобождающих от ответственности за неисполнение либо ненадлежащее исполнение обязательства, в том числе и за причинение вреда, лежит на продавце (изготовителе, исполнителе, уполномоченной организации или уполномоченном индивидуальном предпринимателе, импортере) (пункт 4 статьи 13, пункт 5 статьи 14, пункт 5 статьи 23.1, пункт 6 статьи 28 Закона «О защите прав потребителей», статья 1098 Гражданского кодекса РФ). То есть бремя доказывания того, что вред имуществу потребителя электроэнергии был причинен не в результате ненадлежащего исполнения энергоснабжающей организацией своих обязанностей по договору энергоснабжения, а вследствие иных причин, возлагается на такую энергоснабжающую организацию.

 

2. Установить ответственное лицо и предъявить ему претензию о возмещении причиненных убытков в добровольном порядке (основание ст. 1064 ГК РФ, ст. 14 Закона РФ «О защите прав потребителей»). Документарным подтверждением материальных затрат и прямых убытков будут чеки за покупку, счета за ремонт и т.п.

Если у вас нет экспертизы о причинах неполадок техники, то такие сведения вы можете получить, обратившись в мастерскую по ремонту. Мастер должен зафиксировать в соответствующих актах, что бытовая техника испорчена в результате перепада напряжения в электросети.

При отказе исполнителя услуг возместить убытки в добровольном порядке либо при неполучении ответа в установленные для ее рассмотрения сроки, потребитель имеет право предъявить иск в суд (ч. 1 ст.11 ГК РФ, ст. 17 Закона РФ «О защите прав потребителей»).

Роспотребнадзор разъясняет

Другие статьи в рубрике «Уголок потребителя»



Последние новости

Все новости

Объявление