О реформах в СФ и идеях, страшно далеких от народа

Елена Павлова

Председатель Совета Федерации Сергей Миронов делится идеями о парламентаризме, мигалках и здоровье школьников

— Идей на сей счет хватает, но, как говаривал классик, страшно далеки они от народа. Вот и г­н Шаймиев предлагает сейчас что­то на тему «Вассал моего вассала...» Такой принцип формирования СФ, на мой взгляд, надуманный и нежизнеспособный.

Но это не отменяет главной мысли: СФ действительно нуждается в реформе. Этот вопрос я поднимал на встрече с президентом Путиным где­то полтора года назад. Тогда президент высказался в том смысле, что существующий порядок — уже третий за последние десять лет — был принят в 2001 году и не хотелось бы так часто вмешиваться в действующий закон. Но сегодня, думаю, мы можем подступиться к вопросам реформирования.

— И на каких новых (или старых) принципах?

— Полагаю, что членов СФ целесообразнее избирать не одномоментно, а по мере прохождения выборов в регионах. Конституцию при этом менять нет необходимости, так как остается право законодательной и исполнительной ветвей власти выдвигать своих кандидатов. Другое дело, что губернатор должен будет выдвигать не менее двух кандидатов, одного из которых в конечном счете изберет народ. Мне что­то подсказывает, что в этом случае вряд ли местное население проголосует единогласно за пришельца, за варяга.

— То есть выборы? А как быть с тем фактом, что политическая мода нынче склоняется больше к назначениям, нежели к выборам?

— Если вы имеете в виду нынешний порядок назначения губернаторов, он на данном историческом этапе развития нашего государства видится мне необходимым. Ведь губернатор становится ответственным как перед президентом, так и перед своеобразной «коллегией выборщиков» — местным парламентом. Но законодательная власть в конечном счете должна обязательно избираться населением.

Скажу откровенно, конструкция, которую мы с вами обсуждаем, до последнего времени достаточно сдержанно встречалась и в администрации президента, и в правительстве. Чувствую я и то, что большинство Госдумы очень хотело бы, чтобы все происходило по аналогии с выборами депутатов Госдумы. Даже в Совете Федерации поддержку мои предложения получают лишь примерно у половины сенаторов. Но жизнь нас будет подталкивать именно к такой модели реформ.

О БЕДНЫХ ИЗБИРАТЕЛЯХ, БОГАТЫХ СЕНАТОРАХ И ПАРЛАМЕНТСКОЙ НЕПРИКОСНОВЕННОСТИ

— Ваши решения о досрочном прекращении полномочий пяти членов СФ в палате почти не обсуждались, как, впрочем, и молниеносно принятая отставка Генерального прокурора. Тот же Шаймиев упрекал, что уволенным сенаторам не дали возможности высказаться.

— Специально для г­на Шаймиева рассказываю. Двое сенаторов были досрочно освобождены от своих обязанностей исключительно по причине несоблюдения элементарной дисциплины. Полтора года назад, получив право досрочно инициировать отзыв сенаторов, я честно предупредил коллег с трибуны: давайте добросовестно относиться к своим обязанностям. Не такая уж это большая нагрузка у сенатора: два раза в месяц поработать на пленарном заседании, раз в неделю поучаствовать в обсуждениях в родном комитете. Некоторые из сенаторов уже позже предупреждались, скажем так, о неполном служебном соответствии.

Обращаю ваше внимание, что большинство сенаторов правильно поняли мою обеспокоенность. Порядка стало больше. Свое отсутствие в зале заседаний сенаторы должны были объяснить с помощью оправдательного документа. В этом плане сравнение с дисциплиной в Госдуме явно не в пользу последней.

Но не все сенаторы этот сигнал услышали, и пришлось инициировать процедуру их отзыва. Те двое моих коллег после откровенного разговора, когда я объяснил мотивы своего решения, сами написали заявления. Третий просто написал заявление.

Что касается г­на Сабадаша, то здесь мы имеем место с прямым нарушением закона о статусе члена Совета Федерации, который несовместим с коммерческой деятельностью. По существу мы предоставили возможность г­ну Сабадашу заниматься тем, что ему больше по душе, — водочным бизнесом.

Теперь относительно последнего эпизода, вызвавшего много шума. Речь идет о сенаторе Чахмахчяне, который оказался замешанным в некрасивой истории. Не буду давать инциденту правовой оценки, это дело прокуратуры. Но уже та информация, которой я располагаю, дает мне возможность инициировать его отзыв. Хочу сказать, воспользовавшись случаем, всем читателям: я и в дальнейшем, опираясь на свои полномочия и если к тому будут основания, намерен ставить вопрос о досрочном сложении полномочий тех членов Совета Федерации, кто придет к нам не для законотворческой работы. Кстати, сожалею, что у коллег в Госдуме нет такого механизма отзыва. Думаю, там тех, кому не место ни во власти, ни в законодательном органе, тоже хватает. Но это уже тема другого разговора.

О ВСТРЕЧАХ­ПРОВОДАХ И АДМИНИСТРАТИВНОМ ДЕБИЛИЗМЕ

— Наша газета, как и другие СМИ, не раз поднимала вопрос об ограничении машин с мигалками на дорогах. В гараже Совета Федерации таких машин тоже немало. Готовы ли вы отказаться от спецсигналов?

— Я предлагаю законодательно закрепить четыре охраняемые должности, которым полагались бы преимущества в движении по дорогам: президент, премьер­министр и (частично) главы двух палат Федерального Собрания. У остальных — отобрать (я, конечно, не имею в виду машины «скорой помощи», милиции и пожарных). Кстати, вот вам недавний случай из моей жизни. Был в Екатеринбурге, поехал сразу из
аэропорта на встречу в пригороде. На следующий день едем в город, вижу: центр перекрыт. Зачем? Говорю об этом губернатору... А по возвращении в Москву на моем личном сайте обнаружил около 200 гневных посланий. Оказывается, многие горожане вовремя не попали на работу, простояв в пробке. Самое поразительное, что улицы перекрывали даже в тот день, когда ноги моей в городе не было. На всякий случай... В местной прессе екатеринбуржцам посоветовали воздержаться от поездок в центр в течение двух дней «в связи с визитом высокого гостя С. Миронова».

Я, конечно, извинился перед екатеринбуржцами через СМИ за такие дела, хотя сам к организации этой помпы никакого отношения не имел. Пришлось после этой истории обратиться к министру внутренних дел Р. Нургалиеву и попросить впредь везде, где я бываю, не устраивать массового дебилизма с проездом «высокого гостя».

О «ПАРТИИ ЖИЗНИ»

— Вы возглавляете «Российскую партию Жизни», которая давно призывает граждан (а точнее, гражданок) России активнее рожать. А тут вдруг с таким призывом и целой программой действий выступил президент Путин. Он в вашу партию еще не записался?

— То, что президент поддержал и развил эти идеи, означает только одно: мы на верном пути. В нашей партийной программе есть раздел о создании фонда будущих поколений. Мы стремимся досконально разобраться с причинами низкой рождаемости и высокой смертности. Здесь все факторы: безопасность, экология, алкоголизм, наркомания... Выводы и рекомендации войдут в своеобразный демографический паспорт, который появится в каждом населенном пункте. Эта работа очень конкретна и важна. А где чья инициатива — так ли это важно? Жила бы страна родная...

Беседовали
Рафаэль ГУСЕЙНОВ,
Валерий СИМОНОВ.

«Труд», 21 июня 2006 года.

Печатается с сокращениями.



Последние новости

Все новости

Объявление