Как «журналисты» с журналистами воевали

Елена Павлова
Как «журналисты» с журналистами воевали
Намедни газета «Ставропольские губернские ведомости» произвела по «Вечернему Ставрополю» «Холостой выстрел». Так назывался весьма странный материал, опубликованный неким безымянным «коллегой» в номере «СГВ» от 21 января.

Странен он не только отсутствием фамилии или хотя бы псевдонима автора под не очень умным, зато очень откровенным «наездом» на статью Ольги Токмаковой «Земля в крае, а власть в Дагестане» – один из лучших и самых резонансных «вечеркинских» материалов прошлого года, завоевавший, кстати, премию имени Германа Лопатина. «Холостой выстрел» странен самим фактом появления на страницах газеты, не имеющей отношения не только к журналистскому расследованию нашего корреспондента, но даже понятия о том, что при соприкосновении с ситуацией, где люди оказываются заложниками земельного передела или захвата собственности предприятий, расследование в принципе необходимо. Вместо этого «Губерния» дает вольный пересказ бед жителей Новоселицкого, озаглавленный полукокетливым вопросцем «Кошмар и ужас?», и вторую часть материала, которую автор предлагает просто так принять на веру, поскольку, как он прямо и без обиняков заявляет в подзаголовке «Все не так» (то бишь не так, как в «Вечерке» написано). При этом он приводит слова главы Новоселицкого района Александра Нагаева, который говорит то же, что и в статье Токмаковой, и заявления генерального директора ОАО «Надежда» Василия Винника, который действительно пытается опровергнуть выводы журналиста «Вечерки», что неудивительно – его эти выводы устраивать не могут никак. Однако звучит он неубедительно – в первую очередь, потому, что селяне, пайщики разоренного «Колоса», на защиту которых встал наш журналист, в доводах гендиректора присутствуют лишь абстрактно. Нет их и в материале «Губернских ведомостей», не интересной оказалась этой газете их точка зрения. А вот мнение другой стороны – очень даже. Интерес к ней настолько силен оказался, что не спросили ни руководство «СГВ», ни журналист, которому было поручено записать и дать в газету нужный текст, чего же это «обиженные» «Вечеркой» граждане в «Вечерку» же не обратятся с требованием их обиды минимизировать.

Ситуация ведь, мягко выражаясь, загадочная. Возьмем бытовой пример для сравнения. Если вашу квартиру, не дай бог, затопят соседи сверху, вы ведь именно к ним наверх и отправитесь. Вряд ли вам придет в голову высказывать свои претензии жильцам дома напротив. Ну а если вдруг и придет, можете себе представить, что они вам ответят.

В журналистике точно так же. Существует нормальная практика: если кто-то с позицией газеты по определенной проблеме не согласен, он может добиваться опровержения от этой же газеты, но никак не от другой. Но вот ведь загадка: несогласные с Ольгой Токмаковой граждане не сделали в «Вечерку» ни шага, ни звонка… Вот интересно – почему? Почему вместо этого они предпочли искать место для слива выгодной им информации?

Однако, в отличие от уважаемых нами изданий, которые отправили восвояси желающих произвести этот слив у них, «Ставропольские губернские ведомости» подобными вопросами не задавались. Сомнительного происхождения дивиденды решила, видать, «срубить» газета – довеском к не менее сомнительному своему тиражу.

Окончание на 5-й стр.

Начало на 1-й стр.

Если это так, понятно, что автору незатейливого сюжета и резона не было ехать в Новоселицкое и выслушивать людей, пострадавших в ходе рейдерского захвата сельхозпредприятия «Колос». Вот они – на фотографиях. Посмотрите в их глаза, неуважаемый автор, вы видите в них, что ситуация нормализовалась, как вы утверждаете?

Даже если вас уже втянули в подковерную возню, ведь могли хотя бы исподволь, не раскрывая карт, выяснить у Ольги Токмаковой (вы ведь работали с ней раньше), что стоит за каждой фразой, приведенной ею в материале из многочисленных разговоров с пайщиками «Колоса». Тогда бы вы в подробностях узнали и о проводимых в домах неподчиняющихся рейдерской схеме обысках, и о допросах, и прочем, о чем журналистка даже не упомянула в материале.

Вместо этого вы предпочли обвинить ее в подрыве авторитета инвестора путем использования национальной карты. Тут я вас даже процитирую: «Если бы фамилия инвестора была Иванов, Петров или Сидоров, наверное, в статье было бы меньше драматизма и надрыва. Но фамилия инвестора – Гасанов, отсюда и название «Земля в крае, а власть в Дагестане». Ведь «Колос» был «прописан» в дагестанском Каспийске. Прибирают, мол, к рукам хитрые кавказцы ставропольские земли»…

Самое интересное, что Ольга Токмакова национальной темы не затрагивала вообще. Она говорила о методах, которыми решался экономический спор, о людях, которые оказались в жерновах этого спора. «Вечерний Ставрополь» располагает, конечно, некоторой информацией о проблемах в области межнациональных отношений в Новоселицком районе и продолжает ее сбор. Материал об этом будет – там много чего интересного творится. И в райцентре в частности. Да, ситуация с разгромом «Колоса» и последующими карательными мерами против непокорных межнациональной стабильности району не прибавила. И прибавить не могла. Передел собственности практически стопроцентно влечет за собой межнациональные проблемы локального характера. Экономика и этнополитика связаны нынче неразрывно.

Но «Вечерний Ставрополь» сделал упор на экономическую составляющую, а «Губернские ведомости» за уши притянули к этому «национальную карту». Им просто надо было, чтобы наш очень добрый и честный человек Оля Токмакова оказалась экстремисткой и поджигательницей. Бывшие ее коллеги по «СГВ» использовали против нашей Оленьки самый дешевый и самый распространенный прием. Неоригинальные господа, называющие себя журналистами, вспомните любой конфликт, случившийся у нас в крае за последние годы, – крики о притеснении и разжигании первым начинал тот, кто организовывал или провоцировал этот конфликт – будь то камнебитие в Туркменском, или стычка, чуть не закончившаяся кровопролитием, в Степновском районе. Истинные экстремисты и поджигатели умело защищаются воплями о нарушенных правах и разжигании национальной розни. Уже стало нормой, что в ответ на любую попытку защитить людей тебе «пришивают» национализм.

Вы кому уподобляетесь, «коллеги» из «Ставропольских губернских ведомостей»?! Ведь усмотрев «вброс национальной карты» в материале, в котором его попросту не было, вы сами ее разыграли. Вы пошли на участие в провокации. Даже не против «Вечерки», а против людей, которых она пытается защитить. Видимо, защитить небезуспешно. Если бы «Земля в крае, а власть в Дагестане» оказалась «Холостым выстрелом», такой неприлично притянутой за уши статьи в вашей газете попросту не было бы. И не нужно было бы вам на полном серьезе внушать читателям, что неправду «Вечернего Ставрополя» перепечатала даже районная газета, и таким образом ее содержание стало известно многим в Новоселицком. Ну детский лепет, ей богу – если бы это было неправдой – стала бы районка статью городской газеты перепечатывать…

Да что говорить о журналисткой этике, о цивилизованных методах выяснения отношений с прессой. Цивилизованно ведь с неправдой борются, а с правдой – вот так, «из-под ковра». А участвовать в этой борьбе против коллеги-женщины, которая очень рисковала, выпуская в печать свое расследование, лицам мужеского полу, гордо именующими себя журналистами, антипрофессионально, да и не по-мужски.



Последние новости

Все новости

Объявление