У тарифов - твёрдый потолок

Тамара Осипова
Константин Шишманиди
Константин Шишманиди

Про тарифы знают все. Вернее, про то, что кто­то, не особо радеющий об интересах народа, постоянно их повышает, заставляя всех нас платить все больше и больше. Как складываются тарифы? Что на них влияет? Кто, в конечном счете, их просчитывает? И с кого спрашивать за их постоянный рост? На волне просветительской работы, развернувшейся в крае по требованию краевых властей, редакция попросила дать разъяснения руководителя Региональной тарифной комиссии Константина Шишманиди.

– Начнем с того, что наша РТК – это орган исполнительной власти Ставропольского края, которому поручено государственное регулирование тарифов на коммунальные услуги. Я хочу сразу сказать, что есть услуги жилищные, а есть – коммунальные, многие их считают едиными. В РТК часто обращаются за разъяснениями: почему выросла плата по первой строке квитанции?

Жилищные услуги – это работы по содержанию и ремонту многоквартирного дома. Сюда входит управление жилищным фондом, работы по техническому обслуживанию и ремонту жилых зданий, санитарному содержанию, сбору и вывозу бытовых отходов, благоустройству придомовой территории и так далее. Сколько платить за жилищные услуги, определяют собственники помещений на общих собраниях.

А коммунальные услуги – это водоснабжение, канализация, отопление, газо– и электроснабжение.

Основная задача Региональной тарифной комиссии – обеспечить баланс интересов поставщиков коммунальных услуг и их потребителей. С одной стороны, тарифы должны быть такими, чтобы поставщик имел средства для стабильной и бесперебойной работы. Он ведь тоже платит, и тоже зависит от поставщиков. В первую очередь, платит за энергоносители. Например, чтобы подать тепло в наши дома, «Теплосеть» должна купить газ для котельных, без него они – просто сооружение.

«Водоканал», в частности, Ставропольский, поднимает воду с Сенгилеевского озера на высоту более 400 метров с помощью электроэнергии, необходимой для работы насосных станций. В себестоимости воды электрическая энергия занимает большой удельный вес, почти три четверти.

Помимо энергоресурсов предприятиям нужны деньги на текущий и капитальный ремонт, на выплату заработной платы сотрудникам с учетом всех требований Отраслевого тарифного соглашения, а также для оплаты налогов и иных обязательных платежей. Но... Какими бы ни были аппетиты поставщиков услуг, какие бы траты они ни считали для себя правомерными, им не перепрыгнуть через установленные нормативы расходов. Включается тарифное регулирование, которое пресекает нерациональную деятельность поставщика и умеряет запросы. Средства сверх расходов, признанных комиссией достаточными для нормальной работы, признаются неэффективными расходами и при государственном регулировании не учитываются.

– Константин Аристидович, путь к установлению тарифа – какой?

– Вообще процедура тарифного регулирования сложна и многоэтапна. От того момента, когда ресурсоснабжающая организация подала заявление о пересмотре тарифа до принятия тарифного решения проходит более полугода. В соответствии с законодательством регулируемые организации ежегодно до 1 мая представляют заявление об установлении тарифов на очередной год, прилагая при этом обосновывающие документы. Мы своим приказом открываем дело и назначаем экспертов для рассмотрения представленных материалов. Я бы сказал, что тут разворачивается нешуточная борьба цифр. Эксперты, работая с материалами, анализируют итоги хозяйственной деятельности организации за предыдущий период, исключают из состава, скажем так, запрашиваемого тарифа необоснованные расходы. При этом они, безусловно, не могут не принимать во внимание прогнозируемое увеличение цен на энергоносители, а также общие инфляционные процессы.

– Как принимается решение об установлении тарифа? Дело почти судьбоносное, касающееся огромного числа потребителей.

– Решение принимается коллегиально на заседании правления комиссии путём голосования. На правлении обязательно присутствуют представители прокуратуры и антимонопольной службы.

Основная мысль, которую я бы хотел донести: решение принимается в рамках предельных уровней изменения тарифов, утверждённых Федеральной службой по тарифам РФ в среднем по Ставропольскому краю.

– Поскольку мы все недавно, а именно с 1 июля, пережили очередное повышение цен на коммунальные услуги, давайте чуть подробнее остановимся на нем.

– Темп роста тарифов на второе полугодие этого года полностью соответствует параметрам изменения тарифов, установленным на федеральном уровне.

Так, электрическая энергия для населения подорожала на 4,2 процента. Горожане, проживающие в домах с газовыми плитами, платят с 1 июля 3 рубля 57 копеек за киловатт. Селяне и горожане, пользующиеся электрическими плитами, 2 рубля 50 копеек.

Помимо этого мы устанавливаем тарифы на услуги по передаче электроэнергии, дифференцируя их по уровням напряжения. При этом за счет оптимизации расходов сетевых организаций роста тарифов на услуги по передаче электроэнергии для прочих потребителей нет.

Диапазон прироста тарифов на тепловую энергию – от 0,62 до 8,27 процента. Среднекраевой рост тарифов составил 3,8 процента. Между тем предельный уровень роста установлен ФСТ России в размере 4,4 процента.

Изменение тарифов на питьевую воду – от 0 до 6,98 процента, на услуги водоотведения  – от 0 процентов до 4,94 процента. Средний рост установленных с 1 июля тарифов на воду и водоотведение в целом по краю не превысил 3,5 процента, предельный рост – 4,8 процента.

Газ, поставляемый населению, с 1 июля подорожал на 4,2 процента. Теперь те, кто пользуется варочной плитой и водонагревающей газовой колонкой, платят 4 рубля 91 копейку за куб, а кто использует газ на отопление – 4, 895 рубля за куб.

Что касается платы за коммунальные услуги, то индексы ее изменения в среднем по субъектам РФ и предельно допустимое отклонение от этих индексов утверждены распоряжением Правительства Российской Федерации. Для Ставропольского края они составили 4,4 и 2,2 процента соответственно. Документ Правительства РФ – руководство к действию для региональных властей. В июне этого года вступило в силу постановление губернатора Ставропольского края «Об утверждении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях Ставропольского края на период с 1 июля 2014 года по 2018 год».

В среднем по краю индекс изменения платы граждан за коммунальные услуги с 1 июля 2014 года составит 4,4 процента. Диапазон предельных индексов – от 4,1 до 6,6 процента. В 97 процентах муниципальных образований предельные индексы не превышают среднекраевой – 4,4 процента.

Напомню: если плата за жилищно­коммунальные услуги превышает 15 процентов от совокупного дохода семьи, то можно оформить жилищную субсидию. Если есть задолженность – следует заключить соглашение о ее поэтапном погашении, это будет учтено при предоставлении субсидии.

ЖКХ, тарифы

Другие статьи в рубрике «ЖКХ»

Другие статьи в рубрике «Ставропольский край»

Другие статьи в рубрике «Экономика»



Последние новости

Все новости

Объявление