Педсовет по... ЕГЭ

Лариса Ракитянская

Давайте-ка вспомним, чего мы больше всего боялись в школе? Кто-то обязательно скажет: вызова на педсовет. Да еще с родителями!

А в рамках II (городского) этапа конкурса «Учитель года России - 2015» участники тоже оказались на таком вот представительном заседании. Только в роли строгого педсовета были представители большого жюри, а конкурсанты «отчитывались» по теме «ЕГЭ — инструмент развития образования».

Каждому надо было доказать, что эти три буквы — не просто итог 11 лет пребывания ребенка в школе, что все эти годы сначала малыша, а потом старшеклассника не «затачивали» и не «натаскивали» на успешную сдачу тестов, где «угадайка» и везение играют не последнюю роль. Коллег надо было убедить, что предстоящий каждому школьнику Единый государственный экзамен по-настоящему готовит к будущей жизни: выпускник готов быть лидером, личностью — мыслящей, творческой, конкурентоспособной.

Придет ли ГИА в четвертый класс?

Ирина Анатольевна Еремина, учитель начальных классов школы № 21, учителя
Ирина Анатольевна Еремина, учитель начальных классов школы № 21

Вот интересно, знают ли ученики начальной школы эту «пугалку» - ЕГЭ? Еще нет, конечно, сказала Ирина Анатольевна Еремина, учитель начальных классов школы № 21. Свое выступление на «Педсовете» она начала не с этого — говорила о том, как пробудить у малышни желание учиться. Оказывается, элементы тестирования дети постигают именно в начальной школе.

Но учитель начальных классов сегодня хорошо понимает: «механика» мало что дает ребенку – надо добиться, чтобы, приходя домой, малыш говорил: я и завтра хочу пойти в школу — там интересно. А почему ему хочется в класс? Потому что здесь не только читать-писать-считать научат — здесь расскажут и о самых разных профессиях, поведут на экскурсию на предприятия города. По-взрослому такая внеклассная работа профориентацией зовется, и к тому самому ЕГЭ прямое отношение имеет. Ведь, как считает Ирина Анатольевна, итоговая аттестация — это крупнейший проект, реализованный государством как социально-культурная новация. И он затрагивает все слои общества — учителей, детей, родителей. Проект этот продолжается, а раз так, то перед начальной школой стоит непростая задача — сформировать у детей мотивацию к изучению тех предметов, которые им лучше всего даются. Тут прямая выгода всем: школа выявляет одаренных детей, те, подстегиваемые успехами, больше тянутся к знаниям. Смотришь, они уже в предметных олимпиадах - «Кенгуру», «Русском медвежонке» и других - призовые места занимают. Вот так и появляется «портфолио», которое пригодится потом, завтра...

И. А. Еремина, кстати, обратила внимание, что целевая установка родителей «вуз — любой ценой» постепенно уходит в прошлое...

Но от жюри учитель получила немало неожиданных вопросов. Например, такой: а нужно ли вводить ГИА (государственную итоговую аттестацию, проще говоря, экзамены по основным предметам начальной школы. — Л. Р.) уже с четвертого класса? В педагогическом сообществе страны эта идея уже «бродит». Одни ее разделяют и принимают, другие — сомневаются. А вот Ирина Анатольевна считает, что детворе такой опыт был бы полезен...

Противоречия — двигатель прогресса

Сергей Геннадьевич Дедов, учитель информатики, учителя
Сергей Геннадьевич Дедов, учитель информатики

В том, что противоречия — двигатель прогресса, убежден Сергей Геннадьевич Дедов, учитель информатики из 4-й школы. Его педагогический стаж — семь лет, а профессиональное кредо звучит просто: «Все победы начинаются с победы над собой».

Не знаю, насколько точно отражает этот девиз внутренний мир учителя, но профессиональный конкурс у Дедова — не первый в жизни. В 2008 году он участвовал в городском этапе «Учителя года» в номинации «Педагогический дебют», где вошёл в пятёрку лучших. Осенью того же года занял четвертое место в конкурсе «Эврика» по разработке электронного учебника по информатике. А в педагогике вообще тоже имеет достижения: например, победу в январе 2009 года на Всероссийском конкурсе по разработке цифровых образовательных ресурсов...

С. Г. Дедов — личность творческая: любит читать, увлекается спортивными танцами, фотографией, сам снимает документальные и юмористические фильмы.

Кстати, не обошлось и на нынешнем «Педсовете» без мультика от Дедова — серьезность темы ему, на мой взгляд, удалось «разбавить» удачной подборкой приключений мультяшных героев, которые понимают, как важен принцип «один за всех — все за одного». Коллеги посмеялись, отвлеклись...

А до этого Сергей Геннадьевич говорил о нескольких ключевых противоречиях, которые содержит в себе ЕГЭ. Вот почему он заявленную тему «Педсовета» сделал не утверждением, а вопросительным предложением. А дальше путем логических рассуждений показал, как итоговое испытание постепенно становится действительным инструментом развития образования. Уже сегодня ЕГЭ, считает Дедов, перестает служить только одной задаче — поступлению в вуз. Идут трансформации и в высшем образовании: вузы сокращают прием на бюджетные места, вводят собственные испытания. Да, сегодня ЕГЭ еще не в полной мере демонстрирует творческие способности выпускников, но задачи такие ставятся на государственном уровне. Предстоит развитие итоговой аттестации и по другому направлению: ЕГЭ должен «научиться» оценивать умения выпускника логически мыслить и применять свои умения, навыки и творческие способности на практике. Значит, у экзамена постепенно появляются новые критерии оценки качества знаний, утверждает С. Г. Дедов. А раз это так, завершает свои рассуждения учитель, то ЕГЭ и в самом деле можно и нужно считать инструментом развития образования, и не нужен тут никакой вопросительный знак...

К сказанному остается лишь добавить, что С. Г. Дедов в этом году участвует в конкурсе педмастерства в номинации «Лучший учитель». Выпускник Южно-Российского государственного университета экономики и сервиса по специальности «Информационные системы и технологии» ушел в школу — вот как бывает в жизни.

педсовет, учитель года, лучший учитель, ЕГЭ

Другие статьи в рубрике «Образование»

Другие статьи в рубрике «Ставрополь»



Последние новости

Все новости

Объявление