Каждый из нас должен преодолеть свою пустыню

Василий Скакун

У Шри Чинмоя в одном из его обращений к своему духовному сердцу есть такое высказывание:

«О, мое сердце! Я беспредельно счастлив сегодня. И ты знаешь почему? Сегодня я завершил переход через длиннейшую сухую пустыню моего сомневающегося ума. А сейчас я благословлен божественной красотой сада твоего разума».

И тогда пришло понимание того истинного смысла 40-летнего хождения еврейского народа под предводительством Моисея по безбрежной аравийской пустыне. Зачем он так долго кружил по безводным местам, хотя ходу из египетского рабства в Ханаан было максимум три недели? Раввины обычно отвечают на эти вопросы так: «Моисей хотел, чтобы вымерло два поколения с рабской психологией, и на Родину пришли свободные люди». Мы не имеем права вмешиваться в полемику по этому вопросу, но вправе иметь собственное мнение относительно этих тяжелейших 40 лет. Ведь это была не кучка из нескольких сотен человек, это было огромное скопление народу - порядка двух миллионов, которые были вынуждены жить в этих поистине спартанских условиях постоянного перемещения. Путь израильтян по пустыне сопровождался как трудностями и бедствиями, так и божественными чудесами: дарованием манны небесной, появлением воды из скалы и многими другими. Движение было медленным, лишь через 40 лет странствия уже новое поколение (старики умирали, младенцы нарождались на Свет) подошло к границам Ханаана к северу от Мертвого моря, где сделало последнюю остановку на берегу Иордана.

Они пришли с новым сознанием, знающие Тору, десятью высоконравственными заповедями, данными Моисею Богом на горе Синай, где он принимал и писал на скрижалях 40 дней.

Все полагают, что главной задачей Моисея было воспитание воинов для захвата земель, обещанных Богом. Но для этого вполне хватило бы от силы трех лет. Нет, здесь все было и серьезней, и основательней.

У Александра Городницкого (поэта-барда) есть стихотворение «Родство по слову»:

Нетороплива истина простая
В реке времен нащупывает брод:
Родство по крови порождает стаю,
Родство по слову – создает народ.
Не для того ли – смертных поражая
Непостижимой мудростью своей,
Бог Моисею передал скрижали
Людей отъединяя от зверей…
…И не отыщешь выхода иного,
Как самому себе не прекословь,
Родство по слову порождает слово,
Родство по крови порождает кровь.

Моисей тем самым смог совершить великий подвиг перед еврейским народом благодаря слову, которое он принес с горы Синай и которое объединило этих людей в союз по вере. Все дело в том, что самый простой принцип людских взаимоотношений, тысячелетиями доказывавший свою живучесть, гласил: «Око – за око», то есть то, о чем и говорил поэт, что родство по крови порождает кровь, так как исход один – война. Это как раз то, что сейчас (2014 год) наглядно демонстрирует Украина – одни хотят кровью истребить всех инакомыслящих и насадить свое видение жизни, другие же готовы собственной кровью биться за каждую пядь своей земли. Но с обеих сторон - плата кровью и жизнями людей.

Почему же люди не могут дойти до понимания того, что родство по слову создает общность, которая именуется народом? Только потому все это может происходить, что для этого нужно каждому пройти (преодолеть) свою пустыню со своими личными испытаниями (уроками), из которых необходимо сделать соответствующие (благие) выводы. И только после этого человек способен понять – кто же в нем ратует за единство по крови, а кто - за единство по слову. И прошедшие пустыню могут с уверенностью утверждать, что это ум человеческий - главный провокатор всех недостойных дел – толкает нас по кровавому пути. Просто люди, не покорившие собственные пустыни ума, не могут этому поверить из-за пока низкого развития своего сознания. Прошедшие же свои личные пустыни уже ясно видят мир другими глазами – глазами просветленного разума, того самого слова. И тогда слова достаточно, чтобы решать любые проблемы, тогда уже понятно, что не нужна и капля крови, чтобы приблизить истину. Совсем недостаточно родства по крови, чтобы сделать людей родственниками по духу, по образу мышления.

Проблема человечества в том, что люди, шагающие по пустыне своего ума, просто не осознают, что они двигаются по обочине жизни и что настоящая жизнь может открыться только в том случае, если идущий поймет, что то, что он принимает за жизнь, жизнью не является, все это пока преддверие настоящей жизни. Множество людей проживают свои жизни начерно, болтаясь по бескрайним пустыням своего сомневающегося и хитрого ума. Надо знать, что все то, что творится в мире с негативным оттенком (войны, противостояния, заговоры и т.д.), – это его, ума, маленькие и большие победы над человечеством.

Такова его, ума, роль (определенная Свыше) в наших жизнях – сбивать нас с истинного пути. Разум же (энергия души) готов в любую минуту подать нам руку помощи, но для этого нам необходимо, понимая роль ума, учиться отказываться от его услуг. Вот для этого и водил Моисей два миллиона человек по синайской пустыне, чтобы они, живя строго по десяти заповедям, пришли к пониманию негативной роли ума и отвергли его. Нет, Моисей не готовил воинов для захвата Ханаана, он готовил людей новой формации – нацию, избранную Всевышним для претворения в жизнь Своих Замыслов. Не будем судить о том, удалось ли им это или нет, у нас другие задачи поисков истины. К сожалению, Моисей умирает раньше, так и не вступив в Ханаан.

Открытие в себе личной истины - дело довольно непростое, не говоря уже о длительности личного эксперимента, быть может, и не 40 лет, но тем не менее это годы и годы, совмещенные с упорством и настойчивостью.

Таковы условия постижения божественности, тем более что, по заявлению мудрейших людей, Бог сейчас предъявляет более высокие требования к Своим «абитуриентам», тем, кто стремится к высшему самосознанию. Личной устремленностью невозможно овладеть, вычитав что-то в духовной литературе, там нам могут указать путь, но преодолевать его должен каждый самостоятельно. Да, несомненно, могут быть помощники и наставники, но, извините, «топать» по пустыне должен всяк и каждый, кто осмелился выбрать путь истинного познания жизни.

Все достойное в этой жизни достается с большим трудом и настойчивостью, но более важного дела, чем внутреннее открытие самого себя в самом себе, просто не существует.

«Если ты хочешь достигнуть познания всеобъемлющего «я», то ты должен, прежде всего, узнать самого себя. Для того чтобы познать самого себя, ты должен отвергнуть свое маленькое «я», принадлежащее уму, перед своим большим «Я» - представителем души. Жертвуй жизнью тела, если ты хочешь жить в духе. Удаляй свои мысли от внешних вещей и всего, что представляется извне.

То, что в тебе вечно, то, что разумеет, принадлежит непрекращающейся жизни. Это вечное есть существо, которое было, есть и будет и час которого не пробьет никогда» (Браминская мудрость).

Скакун

Другие статьи в рубрике «Колонки»



Последние новости

Все новости

Объявление